Рабочая программа учителя логопеда 2023 2024

План занятий логопеда для 2023-2024 учебного года

В данной статье представлена рабочая программа учителя логопеда на учебный год 2023-2024. Логопедическая работа имеет важное значение для развития детской речи и коррекции нарушений в области коммуникации. Учебный год является временем, когда учителя логопеды вносят основные усилия для помощи детям с затруднениями в области речевого развития.

Основная цель программы – это создание условий для развития и коррекции общей и психофизической речи детей, а также формирование и совершенствование навыков коммуникации. Программа основывается на комплексном подходе и индивидуальному подбору методов и приемов работы с каждым ребенком.

Важным аспектом рабочей программы является организация индивидуальных и групповых занятий, проведение диагностической работы и систематического контроля за достижениями детей. В процессе работы логопеда активно применяются разнообразные технологии и методики, такие как игровая деятельность, развивающие упражнения, занятия на базе литературных произведений, использование компьютерных программ и многое другое.

Общие положения

Рабочая программа учителя логопеда на 2023-2024 учебный год разрабатывается в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и учетом индивидуальных особенностей каждого ученика. Программа ориентирована на достижение целей и задач, поставленных перед учителем и определяющих процесс обучения и развития детей с нарушениями речи.

В работе с учениками логопед учитывает их возраст, речевые особенности, уровень развития и навыки, а также применяет специальные методики и технологии, направленные на коррекцию нарушений речи и развитие коммуникативных навыков.

Целями рабочей программы являются:

  • диагностика нарушений речи и их причин;
  • коррекция и развитие функций речи;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • психологическая коррекция и развитие у учеников самооценки, саморегуляции и социальной адаптации.

Для достижения поставленных целей в рабочей программе предусмотрены следующие задачи:

  1. развитие фонетического слуха у детей;
  2. формирование и развитие звуковой стороны речи;
  3. развитие грамматической стороны речи;
  4. развитие лексической стороны речи;
  5. развитие фонематического слуха и графематического анализа;
  6. формирование речевой деятельности учеников.

Рабочая программа предусматривает использование индивидуального подхода к каждому ученику, а также составление индивидуального плана коррекционной работы для каждого ученика с нарушениями речи.

Цели и задачи программы

Основными задачами программы являются:

  1. Диагностика и определение характера нарушений речи у каждого ребенка.
  2. Разработка индивидуальной логопедической программы для каждого ребенка с учетом особенностей его нарушений.
  3. Проведение систематических занятий по исправлению нарушений артикуляции, дикции, грамматики, словаря и других аспектов речи.
  4. Развитие у детей умения слышать и различать звуки речи, осознавать и контролировать произношение звуков и слов.
  5. Поддержание и развитие мотивации ребенка к обучению и исправлению нарушений речи.
  6. Создание условий для комфортной и эффективной работы над исправлением нарушений речи.
  7. Сотрудничество с родителями и другими специалистами для достижения улучшения речевого развития ребенка.

Достижение поставленных целей и задач программы обеспечит детям возможность успешной социализации, адаптации в обществе и развития их коммуникативных навыков.

Программа обучения

Программа обучения по специальности логопеда включает в себя изучение основных теоретических и практических аспектов логопедии. Студенты получат знания и навыки, необходимые для профессиональной работы в области речевого развития и коррекции нарушений речи у детей и взрослых.

Ключевые компоненты программы обучения:

  1. Основы патологии речи
  2. Методы диагностики и оценки речевых нарушений
  3. Психология и педагогика в логопедии
  4. Методы логопедической коррекции речи
  5. Развитие коммуникативных навыков у детей
  6. Логопедическая работа с детьми с особыми образовательными потребностями

Программа обучения предусматривает активное использование практических занятий, включая обучение на модельных объектах и наблюдение за работой практикующих логопедов. Студентам также предоставляется возможность проходить практику в специализированных логопедических центрах и школах, где они могут применить полученные знания на практике.

Примерная программа обучения логопеда:
Семестр Дисциплины
1 Основы логопедии
2 Патология речи у детей
3 Диагностика и оценка речевых нарушений
4 Логопедическая коррекция речи у детей
5 Психология и педагогика в логопедии
6 Логопедическая работа с детьми с ОВЗ
7 Логопедическая помощь взрослым
8 Управление логопедической практикой

Формы и методы работы

Для более эффективного воздействия на речевые недостатки, логопеды используют разнообразные игры, упражнения, рассказы и диалоги в процессе работы с ребёнком. Самое главное на этом этапе — создание дружественной и доверительной атмосферы для маленьких пациентов, что поможет им чувствовать себя комфортно и открыто рассказывать о своих проблемах.

  • Игры с зеркалом. Логопед может использовать зеркало во время занятий, чтобы ребёнок наблюдал за движениями своего рта и понимал, как правильно артикулировать звуки.
  • Упражнения на дыхание. Для развития правильной дыхательной техники используются различные упражнения, например, надувание шариков или пузырей.
  • Игры со звуками. Логопед использует игровой подход для тренировки звуков и их комбинаций, например, чередование звуков в словах или составление речевых цепочек.
  1. Работа с родителями. Одним из важных аспектов работы логопеда является взаимодействие с родителями ребёнка. Логопед дает рекомендации по домашним занятиям, обучает родителей способам работы с ребёнком для продолжения занятий вне кабинета.
  2. Групповые занятия. Логопед может проводить занятия в группе, где дети с речевыми проблемами могут взаимодействовать друг с другом, обмениваться опытом и поддерживать друг друга.
  3. Использование компьютерных программ и интерактивных технологий. В современной практике логопедической коррекции активно используются компьютерные программы и интерактивные технологии, которые помогают детям развивать речевые навыки с помощью игр и интерактивных упражнений.

Все эти методы и формы работы помогают логопеду эффективно влиять на развитие речи у детей и преодолевать речевые проблемы.

Индивидуальные занятия

В процессе индивидуальных занятий логопед использует различные обучающие материалы и игры, которые помогают развивать речь, улучшать артикуляцию, расширять словарный запас и улучшать понимание речи. Важной частью индивидуальных занятий является использование разнообразных упражнений и учебных заданий для развития фонематического слуха и улучшения фонетической стороны речи.

  • Примеры упражнений для развития фонематического слуха:
    • Распознавание звуков в словах
    • Составление слов по слогам или звуку
    • Определение количества звуков в слове
  • Примеры заданий для улучшения фонетической стороны речи:
    • Повторение пословиц и поговорок
    • Чтение скороговорок
    • Формирование речи на основе конкретной фонематической ошибки

Логопед также может использовать различные методики, например, логоритмику или артикуляционную гимнастику, для развития речи и артикуляционных навыков ребенка. Все эти мероприятия проводятся с учетом возраста, уровня развития и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Цели индивидуальных занятий: Задачи индивидуальных занятий:
1. Развитие речи и языка 1. Коррекция артикуляции и фонетики
2. Улучшение понимания речи 2. Развитие слухового восприятия
3. Расширение словарного запаса 3. Коррекция грамматических ошибок
4. Формирование навыков чтения и письма 4. Развитие связной и грамматически правильной речи

Групповые занятия

В рамках рабочей программы учителя логопеда 2023-2024 уделяется особое внимание проведению групповых занятий. Групповая форма работы позволяет создать атмосферу сотрудничества и взаимопомощи среди детей, развивать их коммуникативные навыки и социальную адаптацию.

На групповых занятиях логопед применяет разнообразные методики и игры, направленные на развитие речи, артикуляции, слухового восприятия и моторики. Основной задачей групповых занятий является обучение детей навыкам правильного и свободного общения, а также развитие их социализации.

Для проведения групповых занятий логопед использует следующие методики:

  • Методика «Развитие речи через игру» — в рамках этой методики логопед предлагает детям игры и упражнения, которые направлены на развитие фонематического слуха, словарного запаса, грамматических навыков и речевых структур.
  • Методика «Артикуляционная гимнастика» — с помощью гимнастических упражнений и разнообразных движений ротовой области, логопед развивает артикуляцию и моторику речевых органов у детей.
  • Методика «Логопедические игры» — на занятиях проводятся игры, в которых дети активно участвуют и развивают внимание, слуховое восприятие, память, речь и координацию движений.

Групповые занятия проводятся в форме игры, создавая положительную атмосферу и мотивирующие условия для развития детей. Логопед активно взаимодействует с каждым ребенком, обращая внимание на его индивидуальные особенности и потребности.

Как вам статья?

Оцените статью
PRO ВСЁ
Добавить комментарий