Педагогическо-психологический план на сентябрь 2022-2023 года: основные задачи и цели
План педагога психолога является основой организации работы специалиста с обучающимися и педагогическим коллективом. Он составляется на основе анализа потребностей школы, учета требований образовательного процесса, а также учета индивидуальных особенностей учащихся.
План педагога психолога на сентябрь 2022-2023 года направлен на создание благоприятной психологической атмосферы в школе, развитие плюсовой мотивации учащихся, формирование навыков саморегуляции, адаптацию новых учеников, оказание психологической помощи обучающимся и их родителям в решении проблем, связанных с образованием и взаимоотношениями в школе.
Краткосрочный план работы педагога-психолога на сентябрь 2022-2023 года
В сентябре 2022 года педагог-психолог должен провести ряд мероприятий, направленных на создание комфортной психологической атмосферы в образовательном учреждении и поддержку психологического благополучия всех участников образовательного процесса.
В рамках краткосрочного плана работы педагога-психолога на сентябрь 2022-2023 года планируется:
- Провести индивидуальные беседы с новыми учениками для выявления их потребностей и проблем.
- Провести обзор литературы по психологии развития детей и подготовить материалы для родительских встреч.
- Организовать родительскую встречу на тему «Психологическое сопровождение развития ребенка в школе».
- Провести тренинги и занятия по формированию эмоциональной устойчивости и преодолению стресса учащихся.
- Провести индивидуальные консультации с учащимися и их родителями.
- Подготовить и провести занятия по развитию социальных навыков и умений учащихся.
Эти мероприятия помогут создать благоприятную психологическую обстановку, способствовать улучшению взаимоотношений в школе и повысить психологическое благополучие учащихся.
Адаптация первоклассников к школе
Целью плана адаптации первоклассников к школе является создание комфортной и безопасной атмосферы, при которой дети смогут успешно освоить школьную программу, относительно легко приспособиться к требованиям и научиться находить общий язык со своими сверстниками и учителями.
- Организация вводного урока
- Описание школьной жизни и роли первоклассников в ней
- Объяснение расписания и структуры учебного дня
- Обзор правил и требований, обсуждение важности их соблюдения
- Проведение знакомственных игр и активностей
- Игры, направленные на знакомство детей между собой
- Активности, способствующие созданию взаимного доверия и сотрудничества
- Работа с родителями
- Организация родительского собрания для ознакомления с планом адаптации
- Консультации для родителей по вопросам поддержки адаптации детей
- Поддержка социальной адаптации
- Обучение правилам поведения в школе и вне ее
- Развитие навыков общения и конфликтологии
- Создание классных правил и кодекса взаимодействия
- Практические занятия
- Уроки, направленные на освоение учебных навыков (письмо, чтение, счет и др.)
- Развитие мелкой моторики и ориентации в пространстве
Сентябрь 2022 | Сентябрь 2023 |
---|---|
Организация вводного урока | Организация вводного урока |
Проведение знакомственных игр и активностей | Проведение знакомственных игр и активностей |
Работа с родителями | Работа с родителями |
Поддержка социальной адаптации | Поддержка социальной адаптации |
Практические занятия | Практические занятия |
Проведение профориентационных занятий
Профориентационные занятия проводятся на протяжении всего учебного года, но особое внимание уделяется им в сентябре. Занятия могут проходить как в индивидуальной форме, так и в групповой. Основными целями профориентационных занятий являются:
- Помощь учащимся в определении своих интересов, увлечений и предпочтений в профессиональной сфере.
- Раскрытие информации о различных профессиях и профессиональных областях.
- Помощь в формировании понимания о необходимых компетенциях и навыках в выбранных сферах деятельности.
- Помощь в принятии осознанного решения об выборе профессии.
Для проведения профориентационных занятий педагог-психолог использует разнообразные методы и инструменты, включая:
- Тестирование. Различные психологические тесты помогают учащимся более глубоко понять свои интересы, предпочтения и способности, а также определиться с выбором профессии.
- Интерактивные игры и упражнения. Игры и упражнения способствуют развитию творческого мышления, коммуникативных навыков и способности работать в коллективе. Они также помогают учащимся лучше узнать самих себя и свои предпочтения.
- Индивидуальные беседы. Одиночные беседы позволяют учащимся задать вопросы и выразить свои сомнения относительно выбора профессии. Педагог-психолог может предоставить индивидуальную поддержку и помощь в принятии решения.
Профориентационные занятия также могут включать в себя посещение профессиональных учебных заведений и предприятий, организацию встреч с представителями различных профессий и многое другое. Важным аспектом проведения таких занятий является непосредственное взаимодействие учащихся с людьми, уже работающими в выбранных профессиях, чтобы получить практический опыт и реальное представление о том, чем занимаются люди в этих сферах деятельности.
Разработка индивидуальных программ для обучающихся с особыми образовательными потребностями
Для начала разработки индивидуальной программы необходимо провести диагностику и оценку уровня развития обучающегося. Это позволит определить его сильные и слабые стороны, а также выявить специальные образовательные потребности, которые требуют особого внимания и поддержки.
После проведения диагностики педагог-психолог составляет индивидуальную программу, которая включает в себя следующие элементы:
- Цели и задачи программы, определяющие, что необходимо достичь и какие шаги нужно предпринять для обеспечения успешного развития обучающегося;
- Содержание программы, включающее в себя различные виды деятельности и задания, направленные на развитие определенных навыков и умений;
- Методы и формы работы, которые будут использоваться для достижения поставленных целей и задач;
- Ожидаемые результаты программы, определяющие, какие изменения и улучшения должны произойти в развитии обучающегося по итогам работы;
- Критерии оценки достижения целей и результатов программы;
- Ресурсы (материальные, методические и информационные), которые понадобятся для реализации программы;
- План мониторинга и коррекции программы, который предусматривает систематическую оценку и анализ результатов работы, а также внесение необходимых исправлений и доработок;
- Взаимодействие с другими специалистами (учителями, логопедами, родителями и т.д.) для достижения согласованного подхода к образовательному процессу и поддержки обучающегося.
Составление индивидуальных программ требует глубоких знаний и опыта работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями. Педагог-психолог старается учесть все особенности и потребности каждого ребенка, создавая оптимальные условия для его успешного обучения и развития.
Профилактика и коррекция психологических проблем
В ходе работы по профилактике психологических проблем педагог-психолог акцентирует внимание на различных аспектах, таких как формирование здоровой самооценки, развитие навыков эмоционального контроля, установление позитивных взаимоотношений между учениками, а также снижение уровня стресса и тревожности.
- Одним из ключевых направлений профилактики психологических проблем является организация тренингов и психологических занятий, которые направлены на развитие навыков социализации, коммуникации и конфликтологии. Такие занятия помогают подготовить обучающихся к различным ситуациям, возникающим в школьной среде и повседневной жизни, а также способствуют развитию их психологической устойчивости.
- Важной составляющей профилактики психологических проблем является организация индивидуальных и групповых консультаций с обучающимися. В ходе таких консультаций педагог-психолог направляет учеников к пониманию и решению своих внутренних проблем, а также помогает им развить навыки эмоционального саморегулирования и адаптации к школьной среде. Такие консультации помогают выявить и решить проблемы на ранней стадии, прежде чем они превратятся в серьезные трудности для учеников.
Помимо профилактической работы, педагог-психолог также занимается коррекцией уже возникших психологических проблем у обучающихся. Для этого могут использоваться различные методики и техники, направленные на развитие позитивных качеств личности, решение конкретных проблем и формирование здоровых стратегий поведения и мышления.
Месяц | Мероприятие |
---|---|
Сентябрь | Организация тренинга по развитию самооценки у учеников начальной школы |
Октябрь | Проведение групповых консультаций по адаптации к школьной среде для первоклассников |
Ноябрь | Организация психологической игры на развитие коммуникативных навыков у старшеклассников |
Как вам статья?