«Планирование деятельности педагога-психолога на год: основные задачи и приоритеты на 2023-2024 годы».
Роль педагога-психолога в образовательном процессе невозможно переоценить. Имея глубокие знания в психологии и педагогике, специалист обладает навыками и инструментами для успешной работы с обучающимися, помощи в развитии их личности и формирования психологического благополучия.
В свете изменений, происходящих в нашем обществе и образовательной системе, годовой план педагога-психолога на 2023-2024 год является неотъемлемой частью его профессиональной деятельности. Главная цель плана — обеспечить психологическую поддержку и помощь обучающимся, способствовать их успешному адаптированию в школьной среде и достижению лучших результатов в учебе.
План работы педагога-психолога на год
Работа педагога-психолога в образовательном учреждении направлена на помощь учащимся в решении психологических проблем, развитие их личности, формирование позитивной психологической атмосферы в классах. Для эффективного выполнения своих обязанностей педагог-психолог разрабатывает и реализует годовой план работы, который включает в себя различные мероприятия и задачи.
Годовой план работы педагога-психолога на 2023-2024 учебный год направлен на:
- Проведение психологического консультирования и помощи учащимся в решении личных и учебно-познавательных проблем.
- Проведение психологических тренингов и занятий для развития коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта и самооценки учащихся.
- Организацию и проведение психологических игр, методических и тренинговых семинаров для учителей на темы: психологическое сопровождение образовательного процесса, формирование позитивного психологического климата в классе и школе, профилактика конфликтов.
- Участие в разработке и проведении мероприятий, направленных на адаптацию первоклассников, поддержку выпускников, организацию профориентационной работы со старшеклассниками.
- Сотрудничество с родителями: проведение родительских собраний, консультаций для родителей, родительских тренингов.
Месяц | Задачи |
---|---|
Сентябрь |
|
Октябрь |
|
Ноябрь |
|
Декабрь |
|
Январь |
|
Февраль |
|
Март |
|
Апрель |
|
Май |
|
Организация адаптации первоклассников в школе
Для успешной адаптации первоклассников в школе, педагог психолог должен провести следующие мероприятия:
- ОЗНАКОМИТЬ С КЛАССОМ И КОЛЛЕКТИВОМ
- ПОЗНАКОМИТЬ С УЧИТЕЛЕМ
- ПРОВЕСТИ АДАПТАЦИОННЫЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ
- ПОДДЕРЖАТЬ РОДИТЕЛЕЙ
В первый школьный день педагог психолог проведет знакомство с каждым ребенком, представит его своим новым одноклассникам. Он расскажет о каждом первокласснике, его хобби, интересах, о самых любимых игрушках и т.д. Это поможет ребенку наладить контакты с классом и научиться общаться с новыми друзьями.
Педагог психолог познакомит ребенка с его учителем. Он расскажет о своей работе, обязанностях, даст понять, что учитель – это не только авторитет, но и друг и помощник. Педагог психолог старается установить доверительные отношения между первоклассником и учителем, создавая для этого комфортную атмосферу. Ведь учитель будет проводить больше времени с ребенком, и важно, чтобы между ними сложились дружеские отношения.
В течение первых недель учебы педагог психолог проведет различные адаптационные игры и занятия, направленные на развитие коммуникативных навыков, сотрудничества, а также на развитие психомоторики и эмоциональной сферы первоклассников. Важным этапом адаптации является занятие по развитию эмоционального интеллекта, где ребенок научится распознавать и управлять своими эмоциями.
Важной составляющей организации адаптации первоклассников является поддержка родителей. Педагог психолог проведет ряд консультаций для родителей первоклассников, где расскажет о психологической стороне адаптации и даст рекомендации, как помочь детям в этом процессе. Также важно поддерживать родительский коллектив, организовывать родительские собрания и встречи.
Проведение психологических тренингов с учащимися
В течение года педагог-психолог планирует проведение ряда психологических тренингов с учащимися. Эти тренинги могут быть организованы в форме групповых занятий или индивидуальной работы с учениками, в зависимости от целей и задач, которые ставятся перед педагогом-психологом.
- Тренинг «Развитие навыков социальной коммуникации». В ходе данного тренинга учащиеся учатся эффективно общаться с окружающими, развивают навыки активного слушания, умение выражать свои мысли, уважение к мнению других.
- Тренинг «Управление эмоциями». Часто учащиеся испытывают трудности в управлении своими эмоциями, что может негативно сказываться на их поведении и успеваемости. Данный тренинг направлен на развитие навыков контроля эмоций, умение адекватно реагировать на стрессовые ситуации.
- Тренинг «Повышение самооценки и самопринятия». Отсутствие уверенности в себе может быть причиной неуспеваемости, конфликтов в коллективе и других проблем. Целью данного тренинга является развитие положительного отношения к себе, формирование здоровой самооценки и осознания своих достоинств.
Психологические тренинги часто основываются на интерактивных методах обучения, таких как ролевые игры, дискуссии, упражнения на развитие внимания и концентрации. Важным компонентом проведения тренинга является создание доверительной атмосферы и взаимодействие с каждым участником индивидуально.
Результатом проведения психологических тренингов с учащимися является повышение их психологической готовности, развитие социальных и эмоциональных навыков, укрепление психологического благополучия. Эти навыки помогут учащимся успешно справляться с жизненными трудностями, преодолевать стрессовые ситуации и достигать личностного роста.
Поддержка детей с проблемами адаптации
Для успешной поддержки детей с проблемами адаптации педагог-психолог должен выполнить следующие задачи:
- Определить и анализировать причины проблем адаптации.
- Провести индивидуальные консультации с ребенком для выявления его эмоционального и психологического состояния.
- Организовать групповую и индивидуальную работу с детьми, направленную на развитие социальных навыков, коммуникации и самооценки.
- Взаимодействовать с классным руководителем и другими участниками образовательного процесса для создания поддерживающей и дружественной атмосферы в классе.
- Оказывать помощь родителям в осознании и понимании проблемы адаптации ребенка.
Для реализации этих задач педагог-психолог может использовать различные методы и техники работы, такие как:
- Игровые психотехники для развития коммуникативных навыков и социализации.
- Техники релаксации и аутотренинга для снятия эмоционального напряжения.
- Работа с рисунками и творческими проектами для самовыражения и самореализации.
- Индивидуальные и групповые тренинги для развития навыков самоконтроля и управления эмоциями.
Педагог-психолог также должен оценивать эффективность своей работы и проводить регулярные консультации с родителями и другими участниками образовательного процесса, чтобы учесть все особенности и потребности каждого ребенка.
Разработка индивидуальных планов работы с детьми с особыми потребностями
Работа педагога-психолога с детьми с особыми потребностями требует особого подхода и индивидуального планирования. В рамках годового плана на 2023-2024 учебный год планируется разработать индивидуальные планы работы с такими детьми, чтобы помочь им в преодолении трудностей и развитии своих способностей.
Первым шагом в разработке индивидуального плана работы является изучение особых потребностей каждого ребенка. Для этого проводятся индивидуальные беседы с ребенком и его родителями, а также анализ результатов психологических тестов и наблюдений педагога-психолога.
На основе полученной информации педагог-психолог разрабатывает индивидуальный план работы, который включает в себя цели и задачи психологической поддержки, развития и коррекции учебной и социальной деятельности ребенка.
Для достижения поставленных целей и задач педагог-психолог определяет необходимые методы и средства работы, а также ресурсы, которые могут понадобиться детям с особыми потребностями. Это могут быть игры и упражнения для развития определенных навыков, общение с другими специалистами (логопедом, педагогом-дефектологом и др.), использование специальной литературы и материалов.
Индивидуальный план работы также предусматривает регулярную оценку прогресса ребенка и коррекцию методик и подходов в случае необходимости. Педагог-психолог поддерживает постоянную связь с родителями и учителями, чтобы обеспечить координацию работы и совместное преодоление проблем, встречающихся на пути развития и адаптации.
Как вам статья?