Математика является одним из важнейших предметов в школьной программе, и успешное освоение ее основных принципов и задач является неотъемлемой частью образования. Для подготовки учащихся к экзамену по предмету «Математика» в рамках Общего государственного экзамена (ОГЭ) важно иметь достаточное количество практических задач и их решений.
В данной статье представлены 100 практико-ориентированных задач по математике для подготовки к ОГЭ 2023. Каждая задача сопровождается подробными решениями и объяснениями, чтобы помочь учащимся лучше понять математические концепции и методы решения.
Задачи включают различные темы, такие как алгебра, геометрия, вероятность, статистика и т. д. Это позволяет учащимся набраться опыта в решении разнообразных задач и уверенно справиться с экзаменом. Задачи организованы по возрастанию сложности, начиная с простых и постепенно переходя к более сложным заданиям.
Подготовка к ОГЭ по математике требует не только знания теории, но и умения применять полученные знания на практике. С помощью этих 100 практических задач и конкретных решений учащиеся смогут развить навыки анализа, логического мышления и креативности при решении математических задач, что поможет им успешно справиться с экзаменом по математике ОГЭ в 2023 году.
Практико-ориентированные задачи по математике ОГЭ 2023
Условие:
Вася нашел в лесу ягоды и решил поделиться с другом. У Васи было 270 ягод. Он поделил их поровну на 9 корзинок. Затем Вася снова поделил ягоды таким же образом, но уже на 6 корзинок. В результате каждая корзинка оказалась одинаково набитой ягодами. Сколько ягод было в каждой корзинке?
Решение:
Чтобы найти количество ягод в каждой корзинке, нужно разделить общее количество ягод на количество корзинок. В данном случае, общее количество ягод равно 270, а количество корзинок — сначала 9, затем 6.
Поделим 270 на 9:
270 ÷ 9 = 30 ягод.
Теперь поделим 270 на 6:
270 ÷ 6 = 45 ягод.
Таким образом, в каждой корзинке было по 30 ягод перед первым делением и по 45 ягод после второго деления.
Условие:
На уроке физкультуры Миша пробежал прямоугольник вокруг стадиона. Первый круг он пробежал за 2 минуты, а каждый следующий круг он пробегал на 15 секунд медленнее предыдущего круга. Последний, пятый круг, Миша пробежал за 1 минуту и 15 секунд. Найдите время, за которое Миша пробежал все 5 кругов.
Решение:
Миша пробежал первый круг за 2 минуты, а каждый следующий круг — на 15 секунд медленнее, чем предыдущий круг.
Значит, пятый круг Миша пробежал за 1 минуту и 15 секунд, а четвертый круг он пробежал за 1 минуту и 30 секунд.
Из этой информации можно найти разность времени на соседних кругах:
2 минуты – 1 минута 30 секунд = 30 секунд.
Таким образом, каждый следующий круг Миша пробегал на 30 секунд медленнее предыдущего.
Чтобы найти общее время, за которое Миша пробежал все 5 кругов, нужно сложить время каждого круга:
(2 минуты) + (1 минута 30 секунд) + (1 минута 45 секунд) + (2 минуты) + (1 минута 15 секунд) = 8 минут и 30 секунд.
Таким образом, Миша пробежал все 5 кругов за 8 минут и 30 секунд.
Условие:
В Марининой семье есть набор домино из 28 костяшек. Если сложить количество точек на всех костяшках в наборе, получится число 168. Сколько точек на каждой костяшке домино?
Решение:
Нам известно, что сложение точек на всех костяшках дает число 168.
Пусть x — количество точек на каждой костяшке.
Тогда
x * 28 = 168.
Чтобы найти x, нужно разделить обе части уравнения на 28:
x = 168 ÷ 28 = 6.
Таким образом, на каждой костяшке домино 6 точек.
Условие:
В магазине 36 стульев и 48 столов. Некоторые стулья и столы заняты. Всего в магазине 140 ножек у мебели. Сколько стульев и сколько столов свободны?
Решение:
Давайте предположим, что все стулья и столы заняты. В этом случае будет 36 + 48 = 84 мебельных ноги.
Однако у нас всего 140 ножек. Чтобы найти количество свободных стульев и столов, нужно вычесть число мебельных ног в занятой мебели из общего количества ножек:
140 – 84 = 56.
Таким образом, свободно 56 ножек мебели, что соответствует двум свободным стульям.
Значит, в магазине свободно 2 стула и 0 столов (так как все столы заняты).
Решения и объяснения
Дано уравнение (4x + 7 = 15). Решите его.
Решение:
- Вычтем 7 из обеих частей уравнения: (4x + 7 — 7 = 15 — 7).
- Упростим: (4x = 8).
- Разделим обе части уравнения на 4: (frac{4x}{4} = frac{8}{4}).
- Упростим: (x = 2).
Ответ: (x = 2).
Дано уравнение (-3y — 5 = 7). Решите его.
Решение:
- Прибавим 5 к обеим частям уравнения: (-3y — 5 + 5 = 7 + 5).
- Упростим: (-3y = 12).
- Разделим обе части уравнения на -3: (frac{-3y}{-3} = frac{12}{-3}).
- Упростим: (y = -4).
Ответ: (y = -4).
Дано уравнение (2(3x + 4) = 10). Решите его.
Решение:
- Умножим 2 на каждый член скобки: (6x + 8 = 10).
- Вычтем 8 из обеих частей уравнения: (6x + 8 — 8 = 10 — 8).
- Упростим: (6x = 2).
- Разделим обе части уравнения на 6: (frac{6x}{6} = frac{2}{6}).
- Упростим: (x = frac{1}{3}).
Ответ: (x = frac{1}{3}).
Дано уравнение (frac{5}{2}x — 3 = 4). Решите его.
Решение:
- Прибавим 3 к обеим частям уравнения: (frac{5}{2}x — 3 + 3 = 4 + 3).
- Упростим: (frac{5}{2}x = 7).
- Умножим обе части уравнения на (frac{2}{5}): (frac{5}{2}x cdot frac{2}{5} = 7 cdot frac{2}{5}).
- Упростим: (x = frac{14}{5}).
Ответ: (x = frac{14}{5}).
Дано уравнение (3x — 2(2x + 1) = 0). Решите его.
Решение:
- Раскроем скобку: (3x — 4x — 2 = 0).
- Вычтем 4x из 3x: (-x — 2 = 0).
- Прибавим 2 к обеим частям уравнения: (-x — 2 + 2 = 0 + 2).
- Упростим: (-x = 2).
- Умножим обе части уравнения на -1: (-x cdot -1 = 2 cdot -1).
- Упростим: (x = -2).
Ответ: (x = -2).
Задачи на арифметику и алгебру
У Маши был пирог, которым она решила угостить своих друзей. Пирог весил 1 кг 800 г. Маша решила разрезать пирог на 8 равных частей. Какой будет вес каждого кусочка пирога?
Решение:
Чтобы найти вес каждого кусочка, нужно разделить общий вес пирога на количество частей. В нашем случае нужно разделить 1 кг 800 г на 8.
- Переведем вес пирога в граммы: 1 кг 800 г = 1800 г.
- Разделим 1800 г на 8: 1800 г ÷ 8 = 225 г.
Таким образом, каждый кусочек пирога будет весить 225 г.
Решите уравнение: 3х + 7 = 16.
Решение:
- Вычтем 7 из обеих частей уравнения: 3х = 16 — 7 = 9.
- Разделим обе части на 3: х = 9 ÷ 3 = 3.
Ответ: х = 3.
Если 6 маршрутных такси могут перевезти 24 пассажира, то сколько пассажиров может перевезти 10 таких маршрутных такси?
Решение:
Чтобы найти количество пассажиров, которое может перевезти 10 таких маршрутных такси, нужно составить пропорцию.
Количество такси | Количество пассажиров |
6 | 24 |
10 | ? |
Разделим количество пассажиров на количество такси и найдем коэффициент пропорциональности:
k = 24 ÷ 6 = 4.
Умножим коэффициент пропорциональности на количество такси для которого нужно найти количество пассажиров:
10 × 4 = 40.
Ответ: 10 таких маршрутных такси смогут перевезти 40 пассажиров.
Геометрические задачи и теория вероятности
Дан треугольник со сторонами a, b и c. Найдите его площадь.
Решение:
- Используем формулу Герона для нахождения площади треугольника:
- Подставляем значения сторон треугольника в формулу и вычисляем площадь.
S = √p(p — a)(p — b)(p — c), |
где p = (a + b + c) / 2 — полупериметр треугольника.
Имеется круг радиусом R и точка с координатами (x, y), которую выбирают случайным образом внутри прямоугольника с диагональю, равной 2R. Найдите вероятность того, что точка окажется внутри круга.
Решение:
- Вычисляем площадь прямоугольника:
- Вычисляем площадь круга:
- Вычисляем отношение площади круга к площади прямоугольника:
- Таким образом, вероятность попадания точки внутрь круга равна π/4.
S = (2R) * (2R) = 4R2. |
Sкруга = πR2. |
P = Sкруга / S = (πR2) / (4R2) = π/4. |
Задачи на работу с графиками и функциями
На графике показаны данные о продажах товара за последние 6 месяцев:
Задача: Определите месяц, в котором было продано наибольшее количество товара, и укажите это количество.
На графике показаны данные о движении автомобиля на прямом участке дороги:
Задача: Определите время, через которое автомобиль достигает максимальной скорости, и укажите эту скорость.
Дана функция f(x) = x2 — 3x + 2. Найдите:
- Значение функции f(0).
- Значение функции f(1).
- Корни уравнения f(x) = 0.
На графике показаны данные о температуре тела с течением времени при болезни:
Задача: Определите, через сколько времени температура тела достигнет значения 38 градусов, и укажите это время.
Дана функция f(x) = sin(x). Найдите:
- Значение функции f(0).
- Значение функции f(π/2).
- Минимальное значение функции на интервале [0, π].
На графике показаны данные о количестве проданных билетов в кинотеатре за 10 дней:
Задача: Определите суммарное количество проданных билетов за эти 10 дней.
На графике показаны данные о высоте подъема снаряда в зависимости от времени его движения:
Задача: Определите время полета снаряда, то есть время, через которое высота его подъема станет равной 0.
Задачи по пропорциям и процентам
В корзину помещается 24 яблока. Сколько яблок будет в 3 таких корзинах?
Решение:
Размер корзины яблок составляет 24 яблока. То есть, в 1 корзине 24 яблока.
Таким образом, в 3 таких корзинах будет 24 * 3 = 72 яблока.
Найдите число, если 25% от него равно 50.
Решение:
Пусть искомое число равно Х.
25% от числа Х равно 0,25 * Х.
Условие задачи указывает, что это значение равно 50.
Таким образом, получаем уравнение: 0,25 * Х = 50
Для решения этого уравнения нужно разделить обе части на 0,25: Х = 50 / 0,25
Итак, искомое число Х равно 200.
В магазине скидка на товар составляет 20%. Оригинальная цена товара была 500 рублей. Найдите цену товара со скидкой.
Решение:
Скидка на товар составляет 20% от его оригинальной цены, то есть 20% от 500 рублей.
20% равно 0,2, поэтому размер скидки составляет 0,2 * 500 = 100 рублей.
Цена товара со скидкой равна оригинальной цене минус скидка, то есть 500 — 100 = 400 рублей.
На командном соревновании по программированию участвуют 80 человек. 60% из них имеют опыт работы с языком программирования Python. Сколько человек имеют опыт работы с языком программирования Python?
Решение:
Задача говорит, что 60% от числа участников имеют опыт работы с языком программирования Python. Найдем количество человек, которые имеют такой опыт.
60% от 80 равно 0,6 * 80 = 48.
Таким образом, 48 человек имеют опыт работы с языком программирования Python.
Цена товара повысилась на 10%. Изначальная цена товара была 200 рублей. Какова новая цена товара?
Решение:
Цена товара повысилась на 10% от его изначальной цены, то есть 10% от 200 рублей.
10% равно 0,1, поэтому размер повышения составляет 0,1 * 200 = 20 рублей.
Новая цена товара равна изначальной цене плюс повышение, то есть 200 + 20 = 220 рублей.
Теоретические задачи по математике
Теоретические задачи по математике представляют собой задания, в которых необходимо применить знания и понимание математических концепций, формул и операций для анализа и решения теоретических проблем. В отличие от задач решения, здесь не требуется проводить вычисления или приводить численные ответы.
Теоретические задачи могут иметь разные вариации и формулировки в зависимости от темы и уровня сложности. Некоторые типы теоретических задач по математике включают:
- Доказательства математических утверждений;
- Анализ и интерпретация графиков;
- Работа с алгоритмами и формулами;
- Рассмотрение свойств и операций числовых систем;
- Рассмотрение связей между различными математическими концепциями и темами.
Вот несколько примеров теоретических задач по математике:
- Докажите, что сумма углов треугольника равна 180 градусам.
- Интерпретируйте график функции y = f(x) как зависимость одной переменной от другой.
- Разберите алгоритм решения квадратного уравнения и объясните его шаги.
- Рассмотрите свойства и операции комплексных чисел.
- Покажите связь между понятиями процентов, десятичных дробей и обыкновенных дробей.
Для решения теоретических задач по математике необходимо хорошее понимание теоретического материала и ключевых концепций. Важно четко формулировать аргументы и уметь обосновывать свои ответы с помощью логического и математического рассуждения. Также полезно использовать образцы, примеры и контрпримеры для подтверждения своих утверждений.
Чтение учебника, прорешивание подобных задач и обсуждение математических концепций с преподавателями и одноклассниками помогут развить навыки решения теоретических задач по математике.
Теоретические задачи по математике требуют умения применять знания и понимание математических концепций для анализа теоретических проблем. Развитие этих навыков позволяет развить глубокое понимание математики и применять ее в решении сложных задач.
Как вам статья?