Страхование ответственности перевозчика – гарантия для транспортной компании

[a1]

Страхование ответственности перевозчика: общие понятия, виды, кто и когда выплачивает компенсацию, международные конвенции, правила, международные страховые клубы

Согласно международным правилам, грузовая перевозка независимо от используемого транспорта должна сопровождаться страховой поддержкой, которая предоставляется выполняющей транспортировку организации.

Ответственность компании, занимающейся транспортировкой, определяется таким образом:

  • Она отвечает за доверенный ей груз только в «пределах разумного».
  • Ей не грозит материальная ответственность при форс-мажоре.
  • Полностью она от своей ответственности не освобождается, на нее накладываются лишь финансовые ограничения.

Возможность защитить права компании при утрате, порче чужого груза предоставит страхование ответственности перевозчика от одной из имеющих лицензию на данный вид услуг компаний.

[toc]

Страхование ответственности перевозчика: виды, общие понятия

[a2]

Страхование ответственноси перевозчика

Этот страховой продукт условно классифицируется по типам средств, которые используются в для транспортировки каждом конкретном  случае:

  • автомобильный,
  • водный,
  • воздушный,
  • железнодорожный.

Также классификацию проводят по категориям людей, которые могут понести убытки в результате работы транспортной компании.

Поэтому полисы могут покрывать следующие риски:

  • вред здоровью человека, смерть,
  • поврежденный багаж,
  • утеря, неверная отправка груза, его порча,
  • разные виды ущерба, причиненного посторонним (тем, кто не является пассажиром, и тем, кто не сотрудничает с компанией-перевозчиком).

Страховая защита полиса может распространяться на внутренние и заграничные перевозки.

Полис страхования ответственности перевозчика предусматривает выплату компенсации только третьим лицам – людям, которые понесли убытки в результате некомпетентной перевозки груза или собственного багажа,  пассажирам, если они получили увечья или наступила их смерть.

Страхователем может стать любая организация, имеющая различные транспортные средства в собственности либо эксплуатирующая их по договорам лизинга либо аренды с целью осуществления регулярных перевозок людей либо грузов.

Компания обязательно должна иметь лицензию, сертификат, официально разрешающий предоставлять подобные услуги.

Согласно договору, страхователь должен оплатить страховой полис. Взамен этого выдавшая его компания берет на себя обязательство по выплатам компенсаций третьим лицам после наступления страховых случаев с участием внесенных в договор  транспортных средств страхователя.

Компенсации выплачиваются также  в случаях, которые определены российским законодательством, а также законами других государств и нормативами международного права.

Покрытие и риски

[a3]

Покрытие и риски

Страхование ответственности перевозчика покрывает такой риск, как причинение ущерба  страхователем другим людям или организациям.

Это могут быть следующие обстоятельства:

  1. Ранение, травмирование, смерть одного либо нескольких пассажиров, находившихся на ТС в момент аварии или во время события иного рода, имеющего непосредственную связь с процессом эксплуатации транспорта страхователем.
  2. Утрата/частичное повреждение любого вида багажа в результате предусмотренных законодательством событий.
  3. Потеря, тотальная утрата, недостача, повреждение переданного для доставки груза.
  4. Несоблюдение сроков, установленных для грузовой перевозки/доставки людей в место назначения, если причина просрочки есть в списке оснований для компенсации ущерба.
  5. Нарушения при выдаче: необоснованная задержка, отсутствие документов, подтверждающих право адресата на получение доставленного груза.
  6. Неверная засылка грузового отправления.
  7. Нанесение увечья, смерть людей, не находящихся в транспорте страхователя, утрата чужого имущества по причине неправильной эксплуатации застрахованных ТС.

Во всех перечисленных случаях страховщик обязуется возместить всем пострадавшим ущерб, который причинил страхователь другим лицам. Однако есть исключения, которые освобождают страховщика от его обязательства выплачивать компенсацию.

Страховщик не платит возмещение при следующих условиях:

  • Страхователь умышленно нарушил правила пожарной безопасности, условия хранения пожароопасных материалов, эксплуатации техники, иные предписания и нормативы.
  • Владелец знал до начала транспортировки о неисправности застрахованного ТС, отсутствии должной квалификации своих сотрудников или болезни, неготовности водителя/пилота к выполнению предстоящей работы.
  • Страхователь знал об обстоятельствах, способных повысить риск возникновения страхового случая, но не сообщил о них в страховой компании.
  • Об обстоятельствах, которые могли бы увеличить страховой риск, было заявлено, однако страхователь не выполнил в конкретные сроки предъявленные ему страховщиком требования по их устранению.
  • Кроме прямого назначения, связанного с транспортировочной деятельностью, застрахованная техника использовалась в других целях: на ней проводили обучение персонала, она участвовала в гонках, иных соревнованиях, осуществлялись проверки потенциала ТС и прочее.
  • Техсредства эксплуатировались в таких условиях, которые не предусматриваются их прямым назначением.
  • Транспорт задействовался в местах, не прописанных в договоре, за исключением форс-мажорных обстоятельств, когда технику пришлось эксплуатировать в другом районе.
  • На транспорте перевозилось больше груза или размещалось больше людей, чем предписывается техническими нормативами.
  • Техника использовалась по назначению после того, как суд принял решение приостановить деятельность компании.
  • Транспорт применялся для незаконной деятельности, перевозки контрабанды и др.
  • Страховое событие произошло при форс-мажоре.
  • Убыток нанесен в период войны и активных боевых действий.
  • Причиной ущерба стал взрыв мины, бомбы, другого военного оружия. Исключение – данные военные орудия являлись грузом, который находился на застрахованном ТС.
  • ТС было захвачено, арестовано или задержано во время забастовки, военного маневра.
  • Ущерб стал следствием восстания, мятежа и т. д.
  • Грузы или пассажиры получили повреждения/увечья во время акта саботажа, теракта, иными действиями политического характера.
  • Убыток нанесен во время забастовки/локаута.
  • Груз утерян в связи с конфискацией, реквизицией органами, принявшими на себя управление страной, а также изданием ими актов, противоречащих прежнему законодательству.
  • Убыток нанесен в результате воздействия радиации, радиоактивных веществ/отходов, ядерного топлива.
  • Перечисленные материалы могут являться грузом либо находиться вне застрахованного ТС.
  • Потерпевшее лицо умышленно спровоцировало страховой инцидент.

Важно помнить: возмещение будет выплачено обязательно, если людям причинен телесный вред (травма, ранение, смерть). Даже когда виновником инцидента является страхователь, потерпевшие все равно получают материальную компенсацию.

Железнодорожные перевозки

Согласно транспортному железнодорожному уставу от 1998 г.,  перевозчик должен отвечать только здоровье и жизнь пассажиров и их багаж. Ручная кладь сюда не относится, пассажир должен следить за ней самостоятельно.

ГК РФ предусматривает конкретные размеры денежной компенсации за потерю груза на ж/д. Приводится список обстоятельств, освобождающих от обязанности компенсировать убыток: например, если груз сопровождается представителем компании-отправителя или с ним едет экспедитор от получающей стороны, если обнаружена минимальная недостача в весе, соответствующая нормам естественной утруски и прочие варианты.

Авиаперевозки

Воздушный кодекс России от 1997 г. предусматривает определение размера ответственности авиаперевозчика по предписаниям ГК РФ, если в страховом полисе не стоит другая сумма.

Также транспортная авиакомпания отвечает за сохранность грузовых отправлений, багажа, вещей, которые находятся при пассажире. Любой желающий может сдать багаж, заранее указав его цену, – тогда размер компенсации будет соответствовать заявленной им стоимости.

Если пассажир этого не сделал, то компенсация будет равняться стоимости багажа, но при этом максимальная цена за 1 кг будет не более 2-х МРОТ.

Возмещение за ручную кладь тоже зависит от стоимости, но если установить ее ценность не представляется возможным, выплачивается компенсация, не превышающая 10 МРОТ.

С компании-авиаперевозчика может быть снята ответственность по возмещению убытка, если она представит доказательства того, что сделала все, что необходимо для предотвращения страхового события, или что никакие действия не смогли бы предотвратить его наступление.

Также страхователь должен доказать, что имущество было утрачено или застраховано не в течение авиаперевозки, а в другое время.

Согласно Кодексу, авиаперевозчик вправе повысить лимит своей ответственности, для этого требуется заключение соглашения с отправителем груза, его получателем либо пассажирами конкретного рейса.

Обязательное страхование ответственности перевозчика предусматривает установление размера для каждого пассажира в 1000  и более МРОТ. Такая сумма выплачивается, если человек погиб или травмирован.

Что же касается компенсации за утраченное имущество, то минимальная сумма зависит от лимита ответственности авиаперевозчика.

Автоперевозки

Устав автотранспорта РСФРСР от 1969 г.  не дает указаний насчет жизни или травмирования пассажиров. Ответственность автоперевозчика наступает лишь в соответствии с ГК РФ.

Вопрос об ответственности автоперевозчика в отношении грузовых отправлений, багажа пассажиров, их ручной клади регулируется так же, как при ж/д транспортировке.

Если транспортная компания не застраховала свою ответственность, то она будет отвечать за нанесенные ею убытки в рамках законодательства либо иного правового акта.

Автовладельцы и компании, использующие транспортные средства или ведущие другую деятельность, представляющую опасность для других, должны возместить нанесенный ими ущерб.

Исключением может стать вариант, когда инцидент произошел в силу при форс-мажоре или потерпевший умышленно допустил возникновение подобной ситуации.

Возмещать убыток обязана организация или частное лицо, владеющее транспортным средством на любом законном основании:  иметь право собственности, арендовать, пользоваться по договору лизинга, по доверенности и т. д.

Если ущерб причинен одновременно несколькими транспортными средствами, то размер компенсации делится на всех владельцев поровну. Владелец не будет нести ответственности, если представит доказательство того, что он лишился своего ТС в результате незаконных действий злоумышленников.

Морские перевозки

При страховании судов и морских грузов обязательства по выплате возмещения распределяются следующим образом:

  • 75% убытка в случае столкновения судов покрывается страховщиком, выдавшим полис каско (за повреждение самого судна),
  • 25% за поврежденный корабль, а также компенсацию за утраченный груз и нанесенный вред людям оплачиваются клубами взаимного страхования.

В отношении регулирования ответственности перевозчика действуют следующие нормативные акты, принятые еще в СССР: Морской кодекс и Устав водного транспорта. В первом документе упоминается об ответственности перевозчика перед пассажирами, во втором нет ни слова о причинении им вреда.

Страховое покрытие и отказ в выплатах

Страховое покрытие и отказ в выплатах

Международные  перевозки регламентируются согласно Гаагским, Висби и Гамбургским правилам, установленным в разные годы прошлого века.

Данные конвенции дают определения основным понятиям, формулируют условия осуществления морских перевозок из одной страны в другую.

Если груз перевозится несколькими видами транспорта, то ответственность компании-перевозчика определяется по тому из них, во время использования которого наступило страховое событие. В иных ситуациях для определения ответственности применяются дополнительные  условия международных конвенций.

Согласно международным конвенциям, страховое покрытие распространяется на следующие риски:

  • материальный или телесный ущерб, причиненный людям, это могут быть члены экипажа, пассажиры, портовые рабочие;
  • убытки, понесенные в результате гибели корабля, не вызванной столкновением (входит в полис каско);
  • повреждение судна во время буксировки;
  • участие корабля в общей аварии (кроме рисков, покрываемых полисом каско);
  • непредвиденные расходы в связи со спасением людей (например, при вынужденном отклонении корабля от курса);
  • дополнительные траты из-за введенного в стране карантина;
  • расходы на юридические услуги;
  • штраф, наложенный на корабль в порту.

Международные конвенции предусматривают и целый ряд исключений, при наличии которых не выплачивается компенсация:

  • умышленное действие, направленное на получение возмещения;
  • перевозка запрещенного груза;
  • убытки, которые возникли в период нахождения команды на корабле;
  • ущерб в результате эксплуатации автотранспортных средств;
  • иск от владельца грузового отправления;
  • военная ситуация в стране, прочие риски, которые могут покрываться только специальным страховым договором.

Покрытие ответственности владельцев водных судов чаще всего берут на себя так называемые клубы взаимного страхования (они обозначаются аббревиатурой P&I – в переводе «защита и возмещение»).

Здесь страхуется ответственность собственников кораблей, фрахтователей и прочих лиц, эксплуатирующих крупные суда для транспортировочной деятельности. В список покрываемых ими рисков входит также загрязнение атмосферы и окружающей среды.

Сейчас подобных пулов насчитывается примерно 70. Они в основном сосредоточены в США, скандинавских странах, Великобритании. Все они являются участниками международной группы. При возникновении необходимости выплатить крупное по размеру возмещение они получают помощь.

Клубы P&I предлагают покрытие на следующие виды рисков:

  • порча или утрата грузового отправления,
  • травма, увечье человека,
  • повреждение судна плавающим или неподвижным объектом, в т. ч. из-за столкновение,
  • перемещение корабля после страхового случая,
  • наличие претензий у команды корабля,
  • невыплата возмещения, когда страховым случаем является общая авария,
  • наложение штрафа,
  • незапланированные траты: карантин, судебное разбирательство, буксировка и другие.

Для получения компенсации владелец судна должен представить свой  аварийный сертификат вместе с документами, подтверждающими факт нанесения ущерба и его размер (актом экспертизы и другими).

Транспортные перевозки – это деятельность, которая всегда связана с множеством рисков, и отвечать за них придется владельцу компании. Для защиты своей ответственности всем перевозчикам стоит воспользоваться услугами страховой компании и заручиться поддержкой с ее стороны на случай непредвиденных обстоятельств.

Защити себя от непредвиденных затрат при перевозке

Как вам статья?

Оцените статью
PRO ВСЁ
Добавить комментарий