Автомобилей стало больше, а полисов ОСАГО меньше. В ГИБДД предполагают, что граждане стали покупать поддельные бланки автогражданки, чтобы сэкономить.
А вот по мнению независимых экспертов это вызвано значительным подорожанием полисов ОСАГО в этом году. Но к тому же так называемый понижающий коэффициент за безаварийную езду учитывают далеко не во всех компаниях.
Далеко не все российские автомобилисты знают, что такое система бонус-малус и какие скидки при расчете стоимости полиса ОСАГО им причитаются.
В 2003 году, когда было введено ОСАГО, Правительство установило и систему бонус-малус. Скидки и надбавки вычисляются по специальной таблице.
Таблица новых повышающих (понижающих) коэффициентов ОСАГО
Класс на начало годового срока страхования | Коэффициент | Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования | ||||
| 1 | 2 | 3 | 4 и более | ||
М | 2,45 |
| М | М | М | М |
| 2,3 | 1 | М | М | М | М |
1 | 1,55 | 2 | М | М | М | М |
2 | 1,4 | 3 | 1 | М | М | М |
3 | 1 | 4 | 1 | М | М | М |
4 | 0,95 | 5 | 2 | 1 | М | М |
5 | 0,9 | 6 | 3 | 1 | М | М |
6 | 0,85 | 7 | 4 | 2 | М | М |
7 | 0,8 | 8 | 4 | 2 | М | М |
8 | 0,75 | 9 | 5 | 2 | М | М |
9 | 0,7 | 10 | 5 | 2 | 1 | М |
10 | 0,65 | 11 | 6 | 3 | 1 | М |
11 | 0,6 | 12 | 6 | 3 | 1 | М |
12 | 0,55 | 13 | 6 | 3 | 1 | М |
13 | 0,5 | 13 | 7 | 3 | 1 | М |
Новичкам, а также тем, кто в течении года неоднократно становился виновником аварии, ОСАГО продадут с максимальной накруткой, в 2,45 раза дороже стандартной цены. А вот для тех, кто 10 лет отъездил без аварий, стоимость полиса должна быть в двое дешевле.
Правда соблюдается это не всегда. Имеют место случаи когда страховщики вольно или невольно неправильно применяют коэффициент бонус-малус. Это, например, когда водитель сменил водительское удостоверение, но не сообщил об этом страховщику, скидки обнуляются и водителю присваивается класс «единица».
В Правительстве РФ решили изменить ситуацию. С 1 августа этого года в стране было создано бюро страховых историй, единая база данных, куда страховые компании обязаны передать всю информацию о своих клиентах.
Доступ в бюро страховых историй открыт, посмотреть информацию о себе и проверить свой бонус-малус, можно на официальном сайте Российского союза автостраховщиков (РСА). Заполняем форму, вводим данные водительского удостоверения и информация в системе найдена.
До сих пор далеко не все отечественные страховые компании передали всю информацию о клиентах в единую базу данных. Бороться с недобросовестными страховщиками в нашей стране решили рублем.
За неверный расчет коэффициента штраф составит 10 тыс. рублей. Если нарушение выявлено в отношении несвоевременного получения доступа к базе данных, занесения туда информации, а также корректировки уже имеющихся коэффициентов, то штраф может доходить от 50 до 100 тыс. рублей. При повторном выявлении нарушения уже будет штраф в размере 200 тыс. рублей.
Тем, кто обнаружит, что его данных нет в системе, нужно жаловаться в РСА. Сюда же следует обращаться тем, кто выяснит, что в этом году ему продали ОСАГО без учета бонус-малуса. Сделать это можно как письменно, так и через интернет. На официальном сайте организации есть специальная форма для обращений. К заявлению нужно приложить номер водительского удостоверения. Если информация подтвердится, страховую компанию заставят сделать перерасчет полиса. А с 1 января 2016 года за такое будут накладывать штраф.
Ниже приведены ответы на наиболее часто поступающие в РСА вопросы о правильности применения страховыми компаниями КБМ при заключении договоров ОСАГО.
Как проверяется обоснованность примененного Страховщиком КБМ в отношении водителя, указанного в договоре ОСАГО?
С 1 июля 2014 года источником получения сведений о предыдущем периоде страхования для расчета правильного КБМ может быть только информация, содержащаяся в автоматизированной информационной системе РСА (АИС РСА). АИС РСА содержит сведения о договорах ОСАГО, заключенных с 01 января 2011 года.
Кто может вносить/исправлять информацию о классе страхования водителя в АИС РСА?
Сведения и изменения в АИС РСА загружаются только страховщиками.
РСА не наделен полномочиями вносить изменения в АИС РСА. Внесение или изменение данных в АИС РСА возможно только со стороны страховщика, с которым был заключен договор ОСАГО.
С 01 сентября 2014 года Страховщик обязан передать сведения о заключенном договоре ОСАГО в АИС РСА не позднее чем в течение 1 (одного) рабочего дня с даты заключения этого договора.
Какие действия необходимо предпринять в случае замены водительского удостоверения (иных сведений указанных в заявлении о заключении договора ОСАГО) одного из водителей, допущенных к управлению транспортным средством?
В период действия договора ОСАГО страхователь обязан незамедлительно сообщать в письменной форме страховщику об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования.
Таким образом, в случае если в период действия договора ОСАГО происходит смена фамилии и/или водительского удостоверения одного из водителей (или иных сведений указанных в заявлении о заключении договора ОСАГО), допущенных к управлению транспортным средством, страхователь обязан незамедлительно сообщить об этом страховщику в письменной форме. Это необходимо для дальнейшего внесения корректных сведений в АИС РСА.
Как применяется КБМ по договору ОСАГО, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством?
Если управление транспортным средством осуществляется ограниченным количеством водителей, информация о каждом из которых указывается в договоре ОСАГО[2] , КБМ определяется на основании информации в отношении каждого водителя. Класс страхования присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством. При этом общий КБМ (и как следствие, размер страховой премии) для заключения договора определяется по водителю с наихудшим классом страхования.
Обращаем внимание, что класс страхования определяется на основании суммирования количества страховых выплат, содержащихся в информации о предыдущих договорах обязательного страхования, закончившихся не более чем за 1 год до даты заключения договора обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего закончившегося договора обязательного страхования.
При отсутствии информации о предыдущей страховой истории указанных водителей присваивается класс 3 (КБМ-1) .
Какой КБМ применяется, если к управлению транспортным средством допущен неограниченный круг лиц?
Если к управлению автомобилем допущен неограниченный круг лиц, то класс присваивается собственнику транспортного средства, которое указано в договоре ОСАГО.
По договору ОСАГО, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется по последнему закончившемуся договору ОСАГО (при условии, что собственник и транспортное средство не изменились).
При отсутствии информации (ранее заключенных и окончивших свое действие договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3 (КБМ-1).
Как определяется КБМ, если новый договор ОСАГО заключается на условиях неограниченного количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством при условии, что предыдущий договор ОСАГО был заключен на условиях, предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством?
Класс присваивается собственнику транспортного средства, которое указано в договоре обязательного страхования. При отсутствии информации ранее заключенных и окончивших свое действие договорах в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре ОСАГО, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3 (КБМ-1).
Как определяется КБМ, если новый договор ОСАГО заключается на условиях ограниченного количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством при условии, что предыдущий договор ОСАГО был заключен на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством?
Если предыдущий договор ОСАГО не предусматривал ограничение количества водителей, а новый договор заключается с ограничением круга лиц, допущенных к управлению автомобилем, и при этом в предшествующий страховой период выплат по договору не было, страховщик обязан присвоить понижающий КБМ (при условии, что водитель в договоре ОСАГО, не предусматривающем ограничение количества лиц, допущенных к управлению, являлся собственником транспортного средства).
Как вам статья?