Страховой бизнес является частью финансового рынка и аккумулирует значительные денежные средства, внесенные страхователями в качестве страховых взносов.
С этим связан пристальный контроль и правовое регулирование всех бизнес-процессов в страховании со стороны государства, получившие название страховой надзор.
Страховой надзор за деятельностью страховых компаний осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития рынка страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.
В настоящий момент страховой рынок полностью подконтролен Центральному банку РФ (Банк России), который определяет не только порядок и правила отчетности, но и векторы развития страхования в целом.
Для упрощения взаимодействия с гражданами, БАНКОМ РОССИИ была открыта интернет приемная, через которую можно подать жалобу на страховщика в электронном виде.
Интернет приемную Банка России (Центробанк) (электроннная форма)
История развития страхового надзора
Становление рыночной экономики и стремительное развитие финансового рынка затронуло страховую деятельность. Формирование страхового рынка связывают с 17 в., при этом становление страхового надзора связывают с учреждением страхового комитета в 1894 г.
Толчок в развитии страхования после распада СССР повлек за собой и формирование органов надзора, в частности, на основании Указа Президента РФ от 10.02.1992 г. был образован Госстрахнадзор России. Впоследствии после реорганизации возникла Федеральную инспекцию по надзору за страховой деятельностью, за которой закрепилась аббревиатура Росстрахнадзор.
Изменения в структуре госорганов, проводимые в 1996 г., затронули и надзор в сфере страхования. Был образован специальный департамент при Министерстве финансов РФ, в деятельность которого входило осуществление контроля и надзора за страховщиками. Дальнейшие изменения наименования органа в ФССН и ФСФР по сути были первыми шагами в упразднении госоргана, которое произошло в 2013 г. и связано с передачей всех функций по страховому и финансовому надзору Банку России.
Задачи и функции страхового надзора
Изменения 2013 года в Законе РФ № 4015-I от 27.11.1992 г. закрепили право осуществлять страховой надзор за Банком России, возложив на него следующие функции:
- по лицензированию – выдача, переоформление, приостановление и прекращение действия лицензии страховых компаний осуществляется на основании решения Центробанка;
- по проверке деятельности страховщиков с точки зрения предоставления объективной отчетности, соблюдения законодательства и сохранения резервных фондов, являющихся залогом их платежеспособности.
Все жалобы на незаконные действия страхователи должны направлять Банк России, который по итогам их рассмотрения выносит предписания по факту устранения:
- по контролю участия на российском рынке страхования инвесторов из зарубежных стран, которое может выражаться в внесении средств в уставный капитал, выкуп в них долей и прочее;
- при появлении признаков неплатежеспособности, которые могут быть выражены в задержке страховых выплат, зарплаты сотрудникам, на Центробанк возложена обязанность о назначении временной администрации в целях защитить интересы страхователей и иных кредиторов.
Помимо этого на Банк России возлагаются задачи в сфере информационного обеспечения граждан и организаций по вопросам, связанным со страхованием, в том числе:
- разъяснение порядка применения норм законодательства о страховании;
- ведение реестров страховщиков и формирование совокупных отчетов;
- информирование о фактах приостановления, возобновления, выдачи и ограничении действия страховых лицензий;
- проведение проверок и осуществления страхового контроля и надзора, а также формирование отчетов о проведенной работе в этом направлении.
Банк России, который после проведенных реформ стал мегарегулятором всех финансовых рынков, включая страховой. Сделать выводы о надлежащей его работе и своевременном решении возникающих проблем, которые на фоне кризиса только обостряются, можно лишь по истечении определенного времени.
Осуществление надзора некоммерческими организациями
Право по осуществлению страхового контроля и надзора возложено на некоммерческие организации, деятельность которых строго регламентирована законодательством.
Их правомочия направлены на надзор за страховыми компаниями при заключении отдельных видов договоров, например:
- РСА при заключении ОСАГО;
- НССО при заключении договоров страхования опасных объектов
Как вам статья?
наступил страховой случий/ травма/.сотрудниками сбера были отправлены и досланы все необходимые документы на эл.почту сбербанк страхование жизни,но эта компания упорно не хочет делать страховую выплату! присылает разные отписки/например-не по форме оформлен эл.б/л.нужно заверить у работадателя и т.п/ я обратилась в роспотребнадзор и цб рф с копиями отправленных документов-пришли положительные ответы-документы в порядке.однако страховая компания все-равно намеренно продливает срок выплаты с 14.11.2020.не дает ни положительного,ни отрицательного решения,только составляет обращения,которые вызывают постоянные отсрочки выплаты.считаю,что мои права нарушены,прошу принять меры. с уважением,светлана.
Здравствуйте а куда пожаловаться на страховщиков с их повышением цен на страховку осаго?
Вячеслав обратиться Вам нужно в ФАС
Контактная информация
Для писем и обращений:
Куда, кому: Федеральная антимонопольная служба (или руководителю ФАС России Игорю Юрьевичу Артемьеву)
Адрес: 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, Д-242, ГСП-3
E-mail: delo@fas.gov.ru
Многоканальный телефон ФАС России:(499) 755-23-23
Факс: (499) 755-23-24 или (499) 755-23-23 (тон. № 3)
Проверка прохождения факса: (499) 755-23-23 (тон. № 4)
В общей базе РСА не отображаются мои скидки 50% за последние 3 года. Полисы все на руках, компании все предоставили информацию в РСА, но в базе мне присвоен 3 класс, т.е. 5% скидка. В РСА говорят что они не исправляют инфо в базе, а страховщики при страховании руководствуются той максимальной скидкой, которая показывается в АИС.
РСА зажрались уже!!! Вам нужно обратиться к ним с письменным заявлением приложив документы от страховых компаний. Они Вам должны прислать письменный отказ. С ним идете в прокуратуру и пишите заявление.
Прокуратура должна провести проверку и выписать им предписание. И они должны все быстренько поправить. Если страховщики все им передали, значит это «КОСЯК» РСА.
Добрый день. Мне непрерывно названивают страховые агенты по поводу продления страховки ОСАГО и КАСКО. На вопрос откуда у них мои данные, все как один отвечают из «единой базы страхования».
Куда мне следует обратиться в какие правоохранительные органы и на кого писать заявление об утечке моих персональных данных без моего ведома имя директора самой страховой компанию где застрахован автомобиль или на руководителей единой страховой базы данных о страхователях?
Олеся, идите в прокуратуру и пишите на них заявление. Внести ваши данные в единую электронную базу они имели право на основании действующего законодательства.
Но вот ежедневно вам названивать, закон им право не дает, это уже называется злоупотреблением и «впаривание» своих услуг, нарушает нормы закона «О защите прав потребителей» и порядка обработки и хранение персональных данных.
Так что, пусть органы прокуратуры поработают. Даже если они самостоятельно не будут рассматривать ваше заявление а передадут его по подведомственности в полицию, то все равно им нужно будет осуществлять контроль за его рассмотрением.
что делать если нет бланков страховки ни в одной страховой компании г.Задонск Липецкой области
Куда жаловаться на страховую компанию, если они нарушают правила страхования в части сроков страховых выплат.
Юрий, нет не законно. Как заявил президент Всероссийского союза автостраховщиков Игорь Виргинс «Страховые компании ни в каком виде навязать или поставить условие при покупке ОСАГО о приобретении еще каких-либо дополнительных страховок, они не имеют права».
И ЧТО ДЕЛАТЬ? в поселке представители двух страховых компаний, условия одинаковы — навязывают страховку жизни. не хотите? ищите другую компанию.
Я уже ниже писал куда нужно обратиться, только для этого Вам необходимо обратиться письменно в страховую компанию, а они Вам должны ответить в месячный срок. Вот с этим ответом и надо обращаться в прокуратуру и органы страхового надзора.
При продлении полиса ОСАГО в РОСГОСТРАХЕ заставляют страховать жизнь. А если я отказываюсь то предлагают искать другую компанию. Законно ли это?