Информационный ресурс о страховании. Мы не продаем страховку, мы помогаем сделать выбор

Страхование риска неплатежа

 
Страхование риска неплатежа (англ. non-payment insurance) - одна из разновидностей страхования кредитов.
 
По договору страхования риска неплатежа страховщик берет на себя обязательство выплатить страховое возмещение страхователю в случае не возврата предоставленного им своему контрагенту кредита или его части по оговоренным причинам.
 
Объектом страхования риска неплатежа являются имущественные интересы поставщиков товаров или услуг, связанные с возможным непогашением дебитором задолженности вследствие его неплатежеспособности или иных оговоренных в договоре страхования причин. В зависимости от характера страховых рисков страхование риска неплатежа подразделяется на страхование от политических и от коммерческих факторов.
 
Проведение страхования риска неплатежа основано на следующих принципах. Страхованию подлежат лишь операции, связанные с поставками товара, осуществлением лизинговых операций и т.п.; не подлежат страхованию чисто финансовые операции; договор страхования заключается кредитором; заключение договора страхования должно предшествовать появлению конкретного риска, то есть заключению договора купли-продажи или, по крайней мере, отправке товара получателю; страховщик может включить в договор условие, чтобы часть стоимости поставленного товара была оплачена в момент поставки или в виде аванса.
 
Условием заключения договора может быть охват им всех операций страхователя или всех его операций с каким-либо клиентом без ограничений. Однако при поставках средств производства, имеющих высокую стоимость, могут заключаться отдельные договоры страхования кредитов, предоставляемых для оплаты таких заказов. В ответственность страховщика включаются лишь строго оговоренные риски, связанные главным образом с непредвиденными обстоятельствами.
 
Из страховой ответственности, как правило, исключаются случаи неоплаты или задержки в платежах, если они явились следствием таких причин, как:
 
  • осуществление поставки или оказание услуги с нарушением условий договора (отклонение от обусловленных сроков, количественная недостача товаров, несоответствие качества товаров оговоренных требованиям и т.п.);
  • несоответствие законодательству условий договора купли-продажи или оказания услуг;
  • отсутствие необходимых документов (счетов-фактур, транспортных документов, лицензий и др.);
  • отказ покупателя от товаров или их возврат. На страхование принимаются кредиты, размер которых превышает оговоренную договором сумму страхования.

Кредиты на меньшую сумму остаются на ответственности самого страхователя. Часть возможных потерь при наступлении страхового случая остается на ответственности страхователя, что достигается установлением безусловной франшизы, составляющей обычно 20-30% ущерба. При этом страхователю, как правило, запрещается страховать непокрытую часть ущерба в других страховых учреждениях.
 
Страховая ответственность возникает с момента, когда поставки выполнены, приняты покупателем и по ним выставлен счет. Но при страховании кредитов, предоставляемых на поставку средств производства, сроком начала действия договора может быть дата заключения договора на поставку. Это повышает степень страхового риска, поскольку покупатель может стать неплатежеспособным в период изготовления оборудования.
 
Выплаты страхового возмещения производятся чаще всего лишь при окончательной потере кредита в связи с банкротством должника, прекращением его деятельности или официальным установлением невозможности оплаты им долга. Условием заключения договора страхования риска неплатежа может быть ограничение максим, периода погашения задолженности (при этом краткосрочной обычно считается задолженность, не превышающая 6 месяцев, а среднесрочной - задолженность со сроком до 5 лет). Значительная часть убытков предупреждается при помощи текущего контроля за предоставляемыми кредитами. Страховщики ведут обширные банки данных о кредитоспособности заемщиков, анализ которых позволяет решить вопрос о возможности предоставления страховой защиты и степени такой защиты.
 
Страховой взнос при страховании краткосрочной дебиторской задолженности рассчитывается и уплачивается ежемесячно исходя из суммы непогашенной задолженности в среднем за месяц или на конец месяца либо месячного оборота операций. По страхованию рисков среднесрочной дебиторской задолженности по сделкам со средствами производства страховой взнос обычно исчисляется на основании первоначальной застрахованной суммы кредита и времени его погашения.
 
Страховая сумма устанавливается по каждой сделке или каждому покупателю (заказчику) в размере стоимости поставляемых, но не оплаченных предварительно или в момент поставки товаров. При этом страховщик имеет возможность оговорить предельную сумму задолженности отдельных покупателей поставщику, которая может иметь место в любой момент времени в течение срока действия договора страхования риска неплатежа. Кроме того, договором устанавливается максимальная величина ответственности страховщика на каждый год по всем застрахованным кредитам.
 
Выплата страхового возмещения производится лишь после окончательного установления размеров ущерба. Для этого страховщик должен выяснить причины неплатежа, принять меры по их устранению, взыскать с неплательщика как можно большую часть долга, а также продать имущество или товары, служившие обеспечением кредита.
 
Это нередко позволяет заметно сократить размеры убытков, поскольку умелые действия страховщика повышают вероятность перехода права собственности на неоплаченный товар к кредиторам. Затем вырученная сумма направляется в счет уплаты долга страхователю. Величина убытков, понесенных им, определяется как разница между застрахованной суммой и поступлениями от дебитора, включая выручку от продажи обеспечения.
 
Поскольку для проведения таких операций требуется достаточно продолжительное время, условиями договора страхования риска неплатежа предусматривается срок ожидания страхователем выплаты возмещения страховщиком: обязанность страховщика возместить убытки наступает не немедленно после того, как по торговому договору или договору оказания услуг не произведен платеж, а по истечении оговоренного срока, который составляет обычно от 60 до 180 дней.
 

Добавить комментарий


ВЫБОР ЧИТАТЕЛЕЙ


Куда жаловаться на страховую компанию? Этот вопрос в последнее время стал наиболее актуальным. Тот беспредел который устроили
Водителям запретили самостоятельно делать независимую экспертизу (оценку), страховщикам увеличили срок рассмотрения претензий
up