Страховой надзор в России

 
Страховой бизнес является частью финансового рынка и аккумулирует значительные денежные средства, внесенные страхователями в качестве страховых взносов. С этим связан пристальный контроль и правовое регулирование всех бизнес-процессов в страховании со стороны государства, получившие название страховой надзор.
 
Страховой надзор за деятельностью страховых компаний осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития рынка страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.
 
В настоящий момент страховой рынок полностью подконтролен Центральному банку РФ (Банк России), который определяет не только порядок и правила отчетности, но и векторы развития страхования в целом.
 
Для упрощения взаимодействия с гражданами, БАНКОМ РОССИИ была открыта интернет приемная, через которую можно подать жалобу на страховщика в лектронном виде.
 
Интернет приемную Банка России (Центробанк) (электроннная форма)

Электронная форма подачи жалобы на отказ в заключение договора ОСАГО на сайте Центробанка РФ
 

История развития страхового надзора

 
Становление рыночной экономики и стремительное развитие финансового рынка затронуло страховую деятельность. Формирование страхового рынка связывают с 17 в., при этом становление страхового надзора связывают с учреждением страхового комитета в 1894 г.
 
Толчок в развитии страхования после распада СССР повлек за собой и формирование органов надзора, в частности, на основании Указа Президента РФ от 10.02.1992 г. был образован Госстрахнадзор России. Впоследствии после реорганизации возникла Федеральную инспекцию по надзору за страховой деятельностью, за которой закрепилась аббревиатура Росстрахнадзор.
 
Изменения в структуре госорганов, проводимые в 1996 г., затронули и надзор в сфере страхования. Был образован специальный департамент при Министерстве финансов РФ, в деятельность которого входило осуществление контроля и надзора за страховщиками. Дальнейшие изменения наименования органа в ФССН и ФСФР по сути были первыми шагами в упразднении госоргана, которое произошло в 2013 г. и связано с передачей всех функций по страховому и финансовому надзору Банку России.
 

Задачи и функции страхового надзора

 
Изменения 2013 года в Законе РФ № 4015-I от 27.11.1992 г. закрепили право осуществлять страховой надзор за Банком России, возложив на него следующие функции:
по лицензированию – выдача, переоформление, приостановление и прекращение действия лицензии страховых компаний осуществляется на основании решения Центробанка;
по проверке деятельности страховщиков с точки зрения предоставления объективной отчетности, соблюдения законодательства и сохранения резервных фондов, являющихся залогом их платежеспособности. Все жалобы на незаконные действия страхователи должны направлять Банк России, который по итогам их рассмотрения выносит предписания по факту устранения;
по контролю участия на российском рынке страхования инвесторов из зарубежных стран, которое может выражаться в внесении средств в уставный капитал, выкуп в них долей и прочее;
при появлении признаков неплатежеспособности, которые могут быть выражены в задержке страховых выплат, зарплаты сотрудникам, на Центробанк возложена обязанность о назначении временной администрации в целях защитить интересы страхователей и иных кредиторов.
 
Помимо этого на Банк России возлагаются задачи в сфере информационного обеспечения граждан и организаций по вопросам, связанным со страхованием, в том числе:
разъяснение порядка применения норм законодательства о страховании;
ведение реестров страховщиков и формирование совокупных отчетов;
информирование о фактах приостановления, возобновления, выдачи и ограничении действия страховых лицензий;
проведение проверок и осуществления страхового контроля и надзора, а также формирование отчетов о проведенной работе в этом направлении.
 
Банк России, который после проведенных реформ стал мегарегулятором всех финансовых рынков, включая страховой. Сделать выводы о надлежащей его работе и своевременном решении возникающих проблем, которые на фоне кризиса только обостряются, можно лишь по истечении определенного времени.
 

Осуществление надзора некоммерческими организациями

 
Право по осуществлению страхового контроля и надзора возложено на некоммерческие организации, деятельность которых строго регламентирована законодательством. Их правомочия направлены на надзор за страховыми компаниями при заключении отдельных видов договоров, например:
РСА при заключении ОСАГО;
НССО при заключении договоров страхования опасных объектов
 
27 июля 2016
9684
Количество комментариев 15