Информационный ресурс о страховании. Мы не продаем страховку, мы помогаем сделать выбор

Обиженный клиент теперь может неплохо заработать на страховой компании

 
Бороться с неправомерными отказами, занижением и затягиванием страховых выплат может стать выгодно. Страховщику придется платить клиенту штраф в 50% от взысканной с компании суммы. А за просрочку с выплатой клиент сможет получить большую неустойку.
 
Эти меры, до сих пор не применявшиеся в страховании, предусмотрены постановлением «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» утвержденным Пленумом Верховного суда РФ 28 июня. Постановление распространяет общие нормы закона о защите прав потребителей на страхование. По оценкам опрошенных АСН страховых юристов, оно в 1,5–3 раза увеличит расходы страховщика при неправомерном отказе в выплате или ее задержке.
 
По мнению страховых юристов, из текста постановления следует, что теперь страхователи – физические лица могут:

1. Подавать иски к страховщикам в суд по своему месту жительства, а не по месту регистрации страховой компании.
2. Не платить госпошлину.
3. Требовать со страховщика возмещения морального вреда.
4. В видах страхования, для которых размер неустойки за просрочку не определен специальным законом (например, в добровольном страховании – в частности, в автокаско), требовать выплаты неустойки в размере 3% от суммы выплаты за каждый день просрочки.
 
Также постановление дает право общественным организациям и страховому надзору (ФСФР) выступать с исками в пользу неограниченного круга лиц и требовать признания отдельных положений правил страхования ущемляющими права потребителей.
 
Приняв новое постановление, Верховный суд РФ занял позицию, в корне отличающуюся от предыдущей. С 2008 г., когда Верховный суд издал очередной Обзор законодательства и судебной практики, закон о защите прав потребителей практически не применялся к спорам по правоотношениям в имущественном страховании.
 
Новый шаг в направлении усиления положения потребителя (в том числе потребителя страховых услуг) назрел, заявил АСН судья Верховного суда Виктор Момотов, выступавший с докладом на Пленуме Верховного суда. «У нас один из самых прогрессивных законов о защите прав потребителей в мире. Другое дело, что характер правоотношений и способ применения закона несколько ниже, чем в Европе», – сказал он. Виктор Момотов особо подчеркнул, что возможность взыскания 50%-го штрафа именно в пользу потребителя, а не госбюджета, будет стимулировать клиентов активнее защищать свои права.
 
«Радует, что действие постановления распространяется и на договоры страхования, заключенные в пользу третьего лица. Раньше суды никогда на такие договоры закон о защите прав потребителей не распространяли», – заявил АСН старший партнер Общества страховых юристов Сергей Дедиков.
 
Опрошенные АСН страховые юристы считают преждевременным говорить о том, как именно постановление Верховного суда скажется на страховщиках и страхователях: нужно дождаться, когда у судов появится соответствующая практика. Однако все они сходятся во мнении, что страховым компаниям теперь придется внимательнее относиться к требованиям клиентов о выплатах.
Страховым компаниям придется проанализировать свои правила и договоры страхования на предмет их соответствия положениям закона о защите прав потребителей, считает партнер ЗАО «Первая юридическая сеть» Павел Курлат. По его мнению, постановление потребует от страховщиков максимально корректного поведения в отношении страхователей.
 
«То, как именно скажется постановление Верховного суда на страховщиках и их клиентах, покажет судебная практика. Сейчас же можно уверенно утверждать, что как минимум отношение страховщиков к своим клиентам, обратившимся за выплатой, станет более внимательным», – считает старший партнер «ЛексФинанс Груп» Кирилл Гацалов.
 
 

Добавить комментарий


ВЫБОР ЧИТАТЕЛЕЙ


Электронный полис ОСАГО направляется покупателю не позднее рабочего дня, следующего за днем зачисления на расчетный счет стра
За ремонт по ОСАГО недоплачивают примерно в половине случаев. Стоимость деталей в справочнике на 30% ниже, чем в магазине. В
up