Информационный ресурс о страховании. Мы не продаем страховку, мы помогаем сделать выбор

Дань столице

 
Государственная Дума утвердила законопроект, согласно которому Москва получит более ста миллиардов рублей за счет налога на прибыль «Газпрома». Газовая монополия собиралась отдать эти деньги регионам. По данным деловых СМИ, законопроект был пролоббирован столицей. Принятое решение явно противоречит позиции самих федеральных чиновников, которые заявляют, что регионы будут получать больше налогов.
 
Распределение налогов, собираемых в России, остается одной из самых острых тем в спорах между федеральным центром и регионами. В 90-х годах в стране была создана система, при которой субъектам РФ было передано функций и полномочий больше, чем налоговых источников для их финансирования. Большинство регионов оказалось в ситуации, когда они не могли обеспечить даже половины своих обязанностей в области здравоохранения, образования и содержания инфраструктуры, не говоря уже о государственных инвестициях.
 
Минусы централизации Считается, что дотационность регионов «душит» инициативы на местах и не дает краям и областям развиваться. Фактически, деньги распределяет правительство, и любое свое финансовое действие регионы вынуждены согласовывать с центром. Кроме того, процесс перевода средств из вышестоящих уровней бюджета нередко вызывал нарекания из-за своей «забюрокраченности». Для регионов стало традицией, когда дорогу, финансируемую за счет федеральных средств, начинают строить осенью потому, что деньги раньше «не подошли», а не «освоить» их нельзя.
 
К середине 90-х в стране было менее десяти регионов, которые имели профицитный бюджет. В результате правительство начало создавать систему межбюджетных трансфертов — распределения денежных средств между «богатыми» и «бедными» краями и областями. В 2000-х эту политику продолжили, что сопровождалось централизацией как финансовых ресурсов, так и полномочий. Большая часть обязанностей и прав, и как следствие налогов, была сконцентрирована в руках федерального центра, который только делегировал их регионам.
 
К концу 2011 года около 70 субъектов РФ оставались дотационными и были вынуждены постоянно «просить денег» у правительства. По данным Минфина, в 2011 году доходы «централизованной» части государственного бюджета составили 18,3 триллиона рублей. Из них 11,3 приходятся на сам федеральный бюджет, а еще 5,8 триллиона — на внебюджетные фонды, в том числе пенсионный, ФОМС, фонд социального страхования. В свою очередь, совокупные доходы регионов составили всего 7,6 триллиона, при том что в эту цифру включены и трансферты из «центра» в субъекты РФ.
 
В июне 2011 года президент России Дмитрий Медведев заявил, что в России необходимо начать децентрализацию налоговых полномочий. В декабре он подтвердил это и в послании к Федеральному Собранию. План нового, более эффективного распределения налогов между регионами чиновники еще прорабатывают.
 
По одним данным, налоговая реформа начнется в 2013 году, по другим — позже. Помощник президента Аркадий Дворкович заявлял, что в рамках первого этапа «перераспределения» регионы получат от 100 до 200 миллиардов рублей. В то же время, в конце 2011 года выяснилось, что крупные компании готовы отдать почти равную сумму периферии и без всяких реформ.
 
Голова в Москве, хвост на Сахалине
 
На протяжении последних двадцати лет корпорации переносили свои головные офисы в крупные города, прежде всего в Москву. Это, безусловно, сказывалось на уплате ими налога на прибыль, который начисляется по месту нахождения юридического лица. 18 процентов из 20-ти этого налога отправляется в региональный уровень бюджета, поэтому исход компаний в Москву или Санкт-Петербург значительно ударил по казне субъектов РФ.
 
По итогам 2011 года налог на прибыль обеспечил около 25 процентов дохода регионов, уступив только НДФЛ (26,1 процента). На протяжении последних нескольких лет в стране неоднократно, но всякий раз безрезультатно, звучали требования передать налог на прибыль полностью в распоряжение субъектов РФ.
 
Тем не менее, в ноябре 2011 года в России был принят закон о консолидированных налогоплательщиках. Согласно норме, корпорации, имеющие в своей структуре несколько юридических лиц, могут платить налоги как группа. В таком случае они будут распределять налог на прибыль не в головном офисе, а между регионами, в которых находятся их производственные мощности. Воспользоваться появившейся возможностью решили несколько крупных российских компаний энергетического сектора, в том числе «Газпром», «Роснефть», «Лукойл» и «Новатэк».
 
Корпорации задумались о реформе из собственной выгоды. С 2012 года в России вступили новые налоговые правила по контролю за трансфертными ценами, что значительно усложнило работу компаний, имеющих в своей структуре много юридических лиц, постоянно совершающих сделки друг с другом. Сделавшись консолидированным налогоплательщиком, они могли бы избежать этих трудностей.
 
Не тронь столичное!
 
Планы корпораций сильно обеспокоили Москву. Доход бюджета столицы от налога на прибыль с крупнейших государственных холдингов оценивается в 267,6 миллиарда рублей в год. По данным «Коммерсанта», от перехода «Газпрома» на новую систему столичный бюджет потерял бы 50 миллиардов рублей ежегодно, от ухода «Роснефти» — 15 миллиардов, а «Лукойл» и «Новатэк» унесли бы с собой по четыре миллиарда каждый. Но если с потерей последних трех Москва смирилась, то «Газпром» столица решила не отпускать.
 
Николай Гончар. Фото РИА Новости, Владимир Федоренко В начале марта 2012 года член бюджетного комитета Николай Гончар внес в Госдуму поправки в Налоговый кодекс. В законопроекте говорилось о «группах, в которые входят собственники объектов единой системы газоснабжения ». Согласно норме, выплаты по налогу на прибыль регионам, на территории которых располагаются головные офисы таких компаний, будут снижаться постепенно.
 
Так, в 2012 году поступления от налога снизятся только на 20 процентов, в 2013 — на 40, в 2014 — на 60, а в 2015 — на 80. С 2016 года субъекты потеряют все 100 процентов доходов от налога на прибыль — сборы уйдут тем регионам, в которых находятся активы компаний. Для Москвы это означает, что вместо ежегодных 50 миллиардов город потеряет в 2012 году 11 миллиардов, потом 21, в 2014 — 32, а в 2015 — 43 миллиарда. По расчетам «Ведомостей», изменения законодательства позволят Москве сохранить у себя 107,6 миллиарда рублей.
 
Опрошенные изданием эксперты выступили против поправок. Так, неназванный сотрудник федерального ведомства заявил, что из-за интересов одного региона нельзя менять Налоговый кодекс, а предлагаемые поправки меняют концепцию закона о консолидированных налогоплательщиках. Замначальника департамента налоговой политики концерна Надия Зиатдинова отметила, что это осложнит консолидацию «Газпрома», в ходе которой в состав группы войдут более 50 юрлиц и четырех тысяч подразделений в 70 регионах.
 
Против изменения законодательства выступили и в правительстве Московской области, где находятся подразделения газовой монополии — письмо со своей позицией чиновники направили федеральным коллегам. Сторонники поправок, напротив, отмечали, что доходы теряет не только Москва, но и еще около десяти регионов, а бюджеты на 2012 год уже сверстаны. Несмотря на непрекращающиеся споры, 20 марта законопроект был принят Госдумой во втором чтении. По данным деловых СМИ, закон будет принят и в третьем, окончательном чтении. Поэтому можно считать, что Москва, хотя и частично, добилась своего.
 

Добавить комментарий


ВЫБОР ЧИТАТЕЛЕЙ


Существует минимум 5 способов как купить полис ОСАГО без техосмотра. О них вслух не говорят, но многие ими пользуются. Начнем
Куда жаловаться на страховую компанию? Этот вопрос в последнее время стал наиболее актуальным. Тот беспредел который устроили
up