Информационный ресурс о страховании. Мы не продаем страховку, мы помогаем сделать выбор

Антимонопольная служба решила навести порядок на российском авторынке

 
ФАС может возбудить дела о нарушении антимонопольного законодательства против автодистрибьютеров и дилеров автомобилей марок Skoda, Hyundai, Kia, Jaguar, Land Rover и Ford, а также запчастей к автомобилям Audi, Skoda и Volkswagen.
 
По данным антимонопольщиков, дилеры обязывают своих партнеров совмещать функции продажи автомобилей и их сервисного обслуживания, что «затрудняет вход на рынок действующих независимых сервисных центров», говорится в сообщении ведомства. Кроме того, ФАС обвиняет автодистрибьюторов в том, что они необоснованно расторгают или отказываются заключать дилерские соглашения, а также создают дискриминационные условия определенным дилерам внутри одной дилерской сети. ФАС недовольна также тем, что дистрибьюторы ограничивают выбор поставщиков оборудования и материалов, что, в конечном счете, приводит к их удорожанию.
 
«В результате применения таких практик создается непрозрачная и нездоровая деловая среда, ущемляются интересы хозяйствующих субъектов, действующих на рынках продаж и сервисного обслуживания автомобилей, ограничивается конкуренция. Негативным последствием подобных действий является завышение стоимости запасных частей, дилерского и сервисного обслуживании, а также снижение его качества», — полагают в ФАС.
 
По словам главы российской антимонопольной службы Игоря Артемьева, торговые политики «должны быть открытыми, прозрачными и недискриминационными».
 
В ФАС считают целесообразным разделить продажи и сервисное обслуживание автомобилей и предоставлять дилерам различные статусы — официального дилера по продажам, по сервисному обслуживанию или универсального официального дилера. Ведомство также хочет установить четкие требования при отборе контрагентов для получения статуса официального дилера, исключающие возможность координации деятельности независимых участников рынка, ввести процедуру аккредитации сервисных центров и предоставлять им право техобслуживания автомобилей, находящихся на гарантии.
 
На протяжении долгих лет автоконцерны зарабатывали для своих брендов имя, выстраивали репутацию и заботились о качестве своей продукции, отмечает аналитик «Инвесткафе» Кирилл Маркин. «Но тут на сцене появилась ФАС, которая заявляет о несправедливых условиях ведения бизнеса, предлагаемых дилерам. Но постойте! Когда порог входа на автомобильный рынок позволял заниматься этим любому желающему? — говорит он. — Как концерн с мировым именем может быть уверен в состоятельности своего официального представителя (дилера), если тот не будет нести повышенной ответственности перед дистрибутором и покупателем? Никак».
 
У аналитика складывается впечатление, что усилия ФАС продиктованы желанием создать максимально комфортные условия для отечественного автопрома, чтобы облегчить его жизнь при ВТО. «В противном случае позиция ФАС не совсем понятна. Дистрибуторы всегда работали по такой схеме, и вопросов к ним не возникало. И тут, в тот самый год, когда Россию готовятся принять во Всемирную торговую организацию, служба активизировалась, — рассуждает он. — Остается надеяться только на более подробное разъяснение ситуации от самой ФАС, иначе можно очень долго гадать».
 
Вполне реальный вопрос, который задают посетители автоцентров: «Почему так дорого?», отмечает начальник отдела методологии оценочной деятельности АКГ «МЭФ-Аудит» Константин Гречухин. «Так получается, что в авторизованном дилерском центре цены на обслуживание всегда выше. Это касается и стоимости запчастей, и услуг. Причем так называемые неофициальные дилеры не могут получить разрешение у дистрибьюторов на получение оригинальных запчастей, — говорит он. — Получается, что покупатель ограничен в выборе поставщика услуг. В Европе подобный прецедент уже был в 2010 году, когда было запрещено ограничивать продажу запасных частей независимым автоцентрам. Поэтому предложение ФАС вполне здравое — тот же автоцентр сможет предоставлять услуги и продажи и обслуживания, получив разные лицензии. Однако будет расширен рынок поставщиков услуг по гарантийному обслуживанию».
 
По мнению аналитика, разделение продаж и сервиса поможет решить проблему частично. «Ведь те же ограничения изначально устанавливались не просто так. Вопрос в том, чтобы независимые автоцентры смогли предоставлять качественные услуги по обслуживанию наряду с официальными дилерами», — считает он.
 
Эксперт департамента оценки «2К Аудит — Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Петр Клюев полагает, что видимых проблем на авторынке РФ нет, а конкуренция у дилеров — весьма серьезная. «И это характерно как для центра, так и для регионов. Возможно, инициатива ФАС связана с обслуживанием автомобилей, — считает он. — Автосервисный рынок в РФ нельзя назвать прозрачным. Многие сервисы либо полностью, либо частично работают в „серую“. Не исключено, что активность ФАС на авторынке связана с проблемой вывода из тени автосервисного обслуживания».
 
Российский авторынок растет быстрыми темпами — за 2011 год он вырос на 40% в количественном выражении. Во многом эти показатели обеспечены программами автокредитования. «Как правило, такие программы подразумевают обязательное страхование автомобиля по КАСКО и обслуживание у официальных дилеров. В результате официальные дилеры гарантировано получают определенную долю автосервисного рынка. Не исключено, что именно этот момент вызывает повышенный интерес у ФАС, — отмечает аналитик. — Создание равных условия для автосервисов и устранение привилегий для официальных дилеров по обслуживанию особенно новых и кредитных автомобилей позволит потеснить „официалов“ с рынка. В результате независимые сервисы смогут увеличить свою долю рынка. Однако взамен им, скорее всего, будет необходимо сделать свой бизнес максимально прозрачным, для получения статуса универсального сервисного автоцентра».
 
Теоретически, считает Клюев, подобная реформа рынка может повысить официальную конкуренцию и снизить стоимость автосервисных услуг, однако одновременно произойдет рост цен на услуги в независимых сервисах.
 
«Насколько прозрачен российский авторынок? На самом деле, он прозрачен настолько же, насколько прозрачен любой рынок в России, — говорит эксперт ИФК „Солид“ Никита Рязанов. — Ведь, приобретая автомобиль, мы никогда толком не знаем из чего складывается его цена, примерно такая же ситуация складывается при приобретении, скажем, литра бензина. Понятно, что мы переплачиваем, но кому и почему — это для большинства потребителей загадка. Бензин — это разговор отдельный, но если говорить о прозрачности ценообразования у автодилеров, то здесь ФАС нужно начинать с таможни. Отечественный автопром у нас продолжают поддерживать дедовскими способами. Проще задрать цены на ввоз иномарок и узлов, нежели начать производить собственные качественные автомобили».
 
Внимание со стороны ФАС в данной ситуации вызывает у аналитика тревогу. «Меры, вроде бы правильные: гарантийное обслуживание нового автомобиля — это вообще очень интересная услуга. По факту дилер навязывает ее владельцу машины. По какому такому праву я обязан платить за обслуживание исправного автомобиля, да еще и по завышенным ценам? Несправедливо, — считает он. — Казалось бы, инициативы ФАС в данном ключе выглядят вполне оправданными: продавца и слесаря разделить нужно. Но открытым остается вопрос о том, кто и по каким критериям будет проводить аккредитацию. Вряд ли производители и дилеры позволят третьему лицу навязывать себе в партнеры сторонние пункты техосмотра. Если же они получат право выбора, то уж будьте уверены, выбор падет на прежние пункты. Но даже если мы представим себе ситуацию, в которой образуется рынок гарантийного обслуживания автомобилей, а владельцу транспортного средства предоставляется право выбора, то и здесь официальный дилер находится в привилегированном положении».
 
Интерес производителя — произвести побольше, продавца — продать подороже, покупателя — купить подешевле. «Как видно, интересы у всех разные. Сможет ли ФАС свершить чудо, разделив сервисы с автосалонами? Думаю, нет», — полагает Рязанов.
 
Уж в чем-чем, а в «непрозрачности» наш рынок обвинить нельзя, — уверяет ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. «На нем все понятно, причем всем: и производителям, и потребителям, и торговцам, и самим властям. Есть законодательная база, сложилась практика ее применения, автомобильный рынок нашей страны отличается высокой конкуренцией, — говорит он. — Собственно и порядок там имелся всегда. Те же потребители не жаловались, по крайней мере, массово, на дилеров и сервисы. И у ФАС раньше вопросов не возникало к этому сегменту. Поэтому, собственно, „порядок“ наводить тут и не требуется. Фактически ФАС вмешивается в модель бизнеса, которую выстроили автопроизводители за многие десятилетия, которая показала свою эффективность во многих странах, которая устраивает и потребителей, как главное звено в этой цепочке».
 
Насколько известно, некоторые дилеры обратились в ФАС с просьбой рассмотреть ситуацию со сроками действия дилерских договоров, а также с ценообразованием на сервисные услуги и запасные части. После этого ФАС и заинтересовалась авторынком, отмечает аналитик. «Ситуация до настоящего момента находилась в некоем равновесном состоянии, и теперь она может выйти из него, причем с непредсказуемыми последствиями. Разработанная автопроизводителями модель бизнеса учитывает интересы всех сторон, и вряд ли возможно создать что-то лучше. Если кого-то из дилеров лишили такого статуса, то вряд ли автопроизводители сделали это просто по своей прихоти, наверное были на то веские основания, — рассуждает Дмитрий Баранов. — К тому же надо учесть, что автопроизводители тоже заботятся о своей репутации, и не хотят, чтобы из-за одного плохо работающего сервиса, ухудшалась репутация всей марки, снижались продажи и проч. Четкие требования по отбору партнеров у автопроизводителей тоже имеются, здесь ФАС Америку не открыла. Поэтому есть опасения, что и сами действия ФАС и их предложения, если они будут реализованы, приведут лишь к ухудшению ситуации, а расплачиваться за это, как в прямом, так и в переносном смысле опять будут автовладельцы».
 

Добавить комментарий


ВЫБОР ЧИТАТЕЛЕЙ


Куда жаловаться на страховую компанию? Этот вопрос в последнее время стал наиболее актуальным. Тот беспредел который устроили
Существует минимум 5 способов как купить полис ОСАГО без техосмотра. О них вслух не говорят, но многие ими пользуются. Начнем
up