Информационный ресурс о страховании. Мы не продаем страховку, мы помогаем сделать выбор

Верховный суд защитил водителей на встречке

 
Верховный суд сегодня разбирался с наказаниями за некоторые нарушения ПДД. В частности, он не дал судам однозначных рекомендаций по поводу случаев, когда обгон начинается на прерывистой разметке, а заканчивается на сплошной
 
Движению автомобилистов России и представителям общественности удалось убедить Верховный суд России не утверждать новые штрафные санкции для автомобилистов. Водителей, начавших обгон на дороге с прерывистой разметкой, а закончивших его на запрещающей сплошной разметке, предлагалось лишать прав на срок до полугода. Подобный маневр планировалось приравнять к выезду на встречную полосу (п. 4 ст. 12.15 КоАП РФ). Однако Верховный суд прислушался к мнению автомобилистов и не стал давать судам однозначных указаний по таким нарушениям.
 
С просьбой не давать конкретную трактовку действиям водителей, которые начали обгон на дороге с прерывистой разметки, а закончили его на запрещающей сплошной линии, в середине января обратился к председателю Верховного суда России Вячеславу Лебедеву лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.
 
Поводом для этого стал обсуждавшийся в декабре 2011 года проект решения пленума ВС, посвященного наложению судами административных взысканий за нарушение Правил дорожного движения. В одном из его пунктов как раз и содержались рекомендации судам применять штрафные санкции к автомобилистам, совершившим «спорный» маневр.
 
«Надо признать, что такая трактовка правил обгона весьма распространена среди сотрудников ГИБДД. Между тем, она всегда вызывала недоумение у автомобилистов и представителей юридической общественности», — указал Похмелкин. По его мнению, водители ничего не нарушают, начиная обгон в том месте, где нанесена прерывистая линия. «Подобный маневр охватывается понятием крайней необходимости», –- утверждал лидер движения автомобилистов.
 
«Неоднозначная трактовка»
 
По его словам, сотрудники ГИБДД ранее не раз пытались отнимать права у водителей за такой маневр. Однако эти случаи были единичны и нередко успешно оспаривались в суде.
 
Похмелкин считал, что конкретные указания Верховного суда сделают водителя априори виновным и сведут к минимуму его шансы быть оправданным.
 
В итоге после бурных дискуссий общественности Верховный суд убрал данный пункт из постановления, которое было принято сегодня.
 
«Подобные рекомендации могут быть восприняты судьями таким образом, что это автоматически образует объективную сторону правонарушения, и могут не учитываться конкретные обстоятельства, однако дорожная ситуация многообразна, необходимо учитывать все обстоятельства»,— сказал в ходе обсуждения документа судья-докладчик Владимир Меркулов. Он добавил, что судьи намеренно ушли от четкого описания данного положения, поскольку это может внести путаницу.
 
«Верховный суд рекомендовал судьям более взвешенно подходить к оценке всех обстоятельств, сопутствующих такому роду нарушений — рассказал BFM.ru пресс-секретарь Верховного суда Павел Одинцов. — Здесь может быть ряд факторов, почему водитель так поступил — нехватка дорожных знаков, стоящие впереди фуры на 2 километра и т. п.». Он сообщил, что свое решение Верховный суд принял после длительного общественного обсуждения с участием профильных экспертов.
 
Лидер московского отделения Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев положительно оценил решение Верховного суда. «Теперь у автовладельцев будет возможность отстаивать свои права, потому что ранее у них ее просто не было, — заявил он BFM.ru. — Раньше независимо от того, на какой полосе вы выехали, была ли вообще полоса, или это была линия разметки прерывистая, все равно, если ваш проезд через сплошную линию сфотографировали или просто зафиксировали сотрудники ГИБДД, то вы в любом случае лишались права управлять транспортным средством».
 
Отметим, что в последний раз постановление пленума Верховного суда, касающееся ПДД, принималось 5 лет назад. Поэтому судьи посчитали необходимым дополнить эти вопросы и дать своим коллегам необходимые разъяснения.
 
Суд запретил ездить задним ходом без необходимости
 
Так, своим постановлением ВС запретил движение задним ходом по дороге с односторонним движением «без объективной необходимости» (например, если требуется объезд препятствия или парковка). Согласно тексту постановления пленума, движение задним ходом по дороге с односторонним движением разрешается только «если этот маневр безопасен для участников дорожного движения».
 
При нарушении этого правила автомобилиста ждет штраф в размере 5 тысяч рублей или лишение прав на срок от четырех до шести месяцев. Действия водителя судам следует квалифицировать по части 3-й статьи 12.16 КоАП (несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги).
 
Аналогичным образом будет расцениваться выезд на дорогу с односторонним движением в нарушение знака «въезд запрещен», а также если такой маневр был совершен на перекрестке.
 
Как оспорить «письмо счастья»
 
Отдельно в тексте постановления оговаривается, что если правонарушение зафиксировал не инспектор ГИБДД, а видеокамера, то ответственность будет нести собственник транспортного средства. Однако он может оспорить присланное ему по почте «письмо счастья» и даже быть освобожден от административной ответственности, если докажет, что в момент правонарушения не был за рулем или что машина ему больше не принадлежит.
 
Здесь доказательством невиновности может стать доверенность на управление транспортным средством, полис обязательного страхования (ОСАГО), договор аренды или лизинга.
 
Принятое сегодня постановление пленума ВС вступит в силу после того, как его подпишет Вячеслав Лебедев. В ближайшие дни текст опубликует «Российская газета».
 

Добавить комментарий


ВЫБОР ЧИТАТЕЛЕЙ


Бонус-малус привяжут к водителю, на переходный период дадут скидку до 50%, минимальный коэффициент для всех водителей
У жителей этих городов есть единственная возможность купить полис ОСАГО без допуслуг - это написать заявление в страховую ком
up